Версия для слабовидящих

Среда обитания малыша в утробе матери связана с водой. И с самого пАкватерапия - игры с водой для развития речи.    Советы логопедервого дня своего рождения человек связан с водой крепкими узами. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Именно поэтому мы в нашем Центре обратились к этой форме работы.

 

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.

 

Какова же цель акватерапии:

– способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;

– способствовать развитию речи;

– снижать проявления гиперактивности ребенка;

– формировать оздоровительные процессы в организме;

– стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка.

 

При введении акватерапии в нашу работу мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой. Используя наш большой опыт в коррекционной работе с детьми, мы постарались разнообразить наши традиционные занятия с применением акватерапии.

 

Дети, которые посещают наш Центр, с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

– нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

 

Приведу в качестве примера несколько игр с водой.

 

  1. Игра «Найди заданный звук в слове»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.

 

  1. 2. Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

 

  1. Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)

Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

 

  1. 4. Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)

Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: собери в воде бусы.

 

  1. Игра «Выложи букву»

Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

 

  1. Игра «Выложи слово»

Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

 

  1. Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

 

  1. Игра «Расширяем словарный запас»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

 

  1. 9. Игра «Жемчужины»

Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

  1. 10. Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)

Оборудование: ёмкость с водой, рыбки, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.

 

  1. Игра «Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)

Оборудование: ёмкость с водой, рыбки, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.

Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

 

  1. Игра «Пальчиковые игры»

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

  1. Игра «Ракушки» (существительное с числительным)

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

  1. Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения)

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

 

  1. 15. Игра «Непроливайки»

Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

 

  1. Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

 

  1. Игра «Моем посуду»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки.

Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.

 

  1. Игра «Дед Мазай и зайцы»

Оборудование: ёмкость с водой, картина Дед Мазай и зайцы, пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки.

Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика «обплыть» все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

                                                    Подготовила материал логопед  Лозовая Г.Г.

Наряду с традиционными методами логопедической работы в последние годы предпринимаются активные шаги  по внедрению инновационных технологий в коррекционный процесс для повышения его эффективности. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

- обогащать словарь,

- формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений,

- формировать навык слогового анализа слов,

- проводить коррекцию нарушенного звукопроизношения,

- развивать слуховое восприятие и внимание,

- развивать зрительное восприятие и память,

- развивать чувство ритма,

- развивать мыслительные операции,

- мелкую моторику рук,

- закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Для решения указанных задач мы используем нетрадиционное для логопедии дидактическое средство — цветные счетные палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами. Использование нетрадиционных пособий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

Средний возраст более благодатный для занятий с палочками Кюизенера. Дети растут, развиваются, они осознанно стремятся ко всему новому.

Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:

— повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

— выкладывание схем слов;

— согласование количественных числительных и   существительных;

— согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;

— выкладывание картинки по образцу.

Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.

В процессе работы были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования.

Варианты упражнений с палочками Кюизенера

       «Раздели словечко»                                                                                           «Длинное – короткое словечко»

 

                                     

 

«Разноцветные слова»                                                                                                 «Выложи фигуру»

 

                                          

 

Также важно, что указанное пособие можно использовать в домашних условиях для занятий родителям с детьми.

Подводя итог, хочется сказать: развивая способности детей уже с раннего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка.

статью подготовил логопед Печерская А.П.

 

 

 

Порисуйте вместе с нами!

“Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста”.

Пабло Пикассо

 

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в развитии ребенка с проблемами здоровья по причине своей доступности.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.

          Умение создавать  необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств.

Нетрадиционные техники рисования

Рисование мыльными пузырями

Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.

Выдувание трубочкой

Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее).

Рисование пальчиками

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки или свеча + акварель

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

Печать по трафарету

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

Кляксография обычная

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование шерстяной ниткой

В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.

Печать листьев

          Гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.                                              

Рисование на мокрой бумаге.

           Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет - снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.

 

 

«Сюжетная игра, как основа развития ребёнка раннего возраста»

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Тенденция подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, "понарошку" может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым. В сюжетных играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов.

Становление сюжетной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. В то же время это легкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.

Сюжетная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития. Становление основных элементов игры происходит на втором году жизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает под руководством взрослого: подносит ложку ко рту куклы, причесывает ее, баюкает. Вначале он играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, действия с которыми ему показала мама или бабушка. Постепенно круг игровых предметов расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает делать то же самое с другими игрушками, которые есть в его игровом уголке. Таким образом, возникают обобщенные действия, в которых ребенок действует "как мама".

Что нужно делать взрослому, чтобы ребенок научился играть? Прежде всего, следует обогащать жизненный опыт ребенка, из которого он будет черпать сюжеты для своих игр. Привлекайте его внимание к занятиям взрослых, обсуждайте и комментируйте их (например, "бабушка готовит вкусную еду", "мама укладывает ребенка спать", "папа купает малыша, гуляет с ним" и пр.)

Помните, что первые игровые действия ребенка возникают из подражания игре взрослого. Недостаточно просто купить малышу куклу и предметы ухода за ней. Очень долго действия с этими игрушкам будут оставаться на уровне простых манипуляций. Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровые действия с ними. Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: "Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка. Давай я тебя покормлю кашкой". Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете со своим сыном или дочкой. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите помочь покормить куклу, распределяйте с ним игровые действия. Можно сказать так: "Машенька, давай вместе покормим куклу? Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки". Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы (например, скажите: "Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?").

Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. Если ребенок еще совсем мал, эти ситуации будут разрозненными. Малыш может долго катать куклу в коляске, или без конца причесывать ее, или купать в ванночке, застревая на одном и том же действии. Ваша задача - не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что ребенок без конца кормит куклу, спросите у него: "Может быть, куколке пора спать? Где ее кроватка?". Тем самым вы подтолкнете малыша к новым игровым действиям.

Если вы сами инициируете совместную сюжетную игру, старайтесь организовать ее как целостную ситуацию, воспроизводящую последовательность нескольких реальных событий, а не как обучение ребенка отдельным игровым действиям. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начинает гладить все, что лежит на столе. Долгое время ребенка будет вполне устраивать такая игра. Однако вы можете время от времени предлагать ему более сложные образцы игры, договариваясь с малышом о том, как вы будете играть. Например: "Давай, мы сначала сварим суп, потом покормим мишку, а потом положим его спать", или: "Ляле пора купаться. Давай вымоем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом погуляем с ней". Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но ни в коем случае не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям. Игра – это не занятие, а овладение сложными сюжетами происходит далеко не сразу. Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда разворачивается по предварительному плану и представляет собой цепочку разрозненных игровых действий.

Предлагая малышу поиграть, старайтесь сделать игру интересной для него, поэтому сами играйте с увлечением. Чаще вспоминайте свой детский игровой опыт, свои переживания во время игры.

Сюжетная игра предполагает не бездушное манипулирование игрушками, а, прежде всего, взаимодействие между персонажами. Вместе с ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте для них имена, обращайтесь к ним с вопросами, отвечайте за них, комментируйте свои действия и действия персонажей. Вовлекайте ребенка в разговор с куклами, задавайте ему вопросы от лица кукол и животных, инициируйте его ответы. Если малыш еще не умеет говорить, отвечайте за него. Со временем он начнет повторять ваши слова, произносить собственные.

 Поощряйте игровую инициативу ребенка. Если он приносит вам свои игрушки и просит поиграть с ним, обязательно выполните его просьбу.

Старайтесь соблюдать важное правило: не превращать игру в занятие. Избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывайте ее, а подключайтесь к ней в качестве равноправного партнера.

Если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к двум годам у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малыш начинает активнее варьировать игровые действия, иногда использовать предметы-заместители.

Так же как и в более младшем возрасте, ребенок иногда "застревает" на одних и тех же действиях с игрушками. Разнообразить его игру лучше с помощью косвенных способов. Например, если вы видите, что малыш, уже умея "лечить" куклу, без конца делает ей уколы, предложите ему дать ей лекарство или витамины, закапать капли в нос или в ушко, помогите подобрать соответствующие предметы-заместители.

Помогайте ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду, потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду).

Помогайте малышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничиться комментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, мама говорит дочке, играющей с куклой: "Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла - дочка", или обращается к сыну, который собирает кубики: "Максим, ты у нас строитель, строишь дом". Маленький ребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем и сам начнет называть себя именем персонажа.

В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.

В какие игры играть с малышами?

Ниже приводится описание некоторых сюжетов игр с куклами (или любыми другими персонажами), которые можно разыгрывать с детьми второго-третьего года жизни, а также возможные варианты игровых действий и их последовательность. Я намеренно не предлагаю развернутого описания каждой из игр, поскольку такое изложение может наталкивать взрослого на формальное воспроизведение сюжетов. При организации игр следует учитывать интересы и желания ребенка, степень овладения им игровыми навыками, проявлять собственную фантазию и выдумку, гибко варьировать свое игровое поведение в зависимости от поведения малыша. Разумеется, приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей сюжетных игр. Их может подсказать сама жизнь маленького ребенка, прочитанные ему книжки, любимые мультфильмы.

"Пора кушать".

  • Накрыть стол, расставить приборы.
  • Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
  • Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.
  • Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.
  • Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).
  • Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик)
  • Угостить куклу фруктами, овощами (можно нарисованными или вырезанными из бумаги, или рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз).
  • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.

Не следует забывать о том, что игровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко).

                                                                                                                                                                                                                                                                  Логопед          Лозовая Г.Г.

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослым. Существует такая теория, что маленькие дети не заучивают слова, а запечатлевают их в памяти (ещё не понимая их значение). Слова как бы впечатываются, «записываются на магнитофонную ленту» в головном мозге и ждут того дня, когда созреет центр их воспроизведения. Наступает момент, когда ребёнка «прорывает» - всё, что у него «записалось», он активно начинает «выговаривать наружу».

Поэтому: не молчите! Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности с ребенком: просыпание, умывание, купание, кормление, одевание, раздевание, заплетание косичек девочке, засыпание, бодрствование. Любое действие по уходу за ребёнком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций с ним. Фразы должны быть короткие. Ещё лучше говорить с ребёнком рифмованными фразами. Они притягивают и развивают слухоречевое внимание ребенка, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие речи.

Вот несколько примеров такого речевого аккомпанемента:

Мой сынок проснулся,

Маме улыбнулся.

Твоя мамочка пришла,

Тебе кушать принесла.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

Вот машина бежит,

- Би-би-би!- она гудит.

Умываю щёчки

Своей милой дочке.

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Ещё одна группа приёмов для развития речи детей в повседневной жизни – потешки, приговорки, попевки. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. И мы, взрослые, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми. Потешки для детей не только развлекают и приносят радость детям, но и служат для раннего развития малышей. Потешки для малышей устанавливают незримую очень тесную связь между мамой и ребенком. А также с их помощью дети знакомятся с окружающим миром и своим телом. Вот некоторые из них:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший!

Сашенька пригожий!

 

 Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Потянись дружок,

Повернись на бочок,

На животик повернись,

Нежно маме улыбнись.

Я по спинке пройду,

Хворобушку отведу,

Расти ладненький

Да здоровенький.

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

 

 

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Купим [Диме, Кате, Даше…] валенки,

 В них обуем ноженьки

И ступим на дороженьку.

 Будет [Димочка, Катенька….] ходить,

Валенки свои носить.

 Ай баень да баень,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит,

В люльку дрему он кладет.

Тихо песенку поет.

Дрему к Митеньке зовет,

Под головку сон кладет.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру; потешки, приговорки, попевки обогащают  чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.

Третья группа приёмов для развития речи детейигры с опорой на движение. В играх используются прибаутки, стишки, песенки, сопровождаемые движениями ребёнка. Ребенок играет со взрослым сидя или стоя у него на коленях. Данный вид игр способствует выработке у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы. А также немаловажным является и то, что в ходе этих игр происходит формирование эмоциональной близости ребёнка с родителями, развитие положительных эмоций, снятие мышечного напряжения.

«Медведь»

Взрослый сажает ребенка себе на колени, и плавно поднимая и опуская его, читает стихотворение:

Пришёл медведь к броду,

Бултых в воду!

Произнося «бултых», взрослый раздвигает ноги и слегка опускает малыша.

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок,

Выкис,

Вылез.

Взрослый приподнимает ребёнка и сдвигает колени.

Высох.

Встал на колоду

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок.

Игра повторяется сначала.

 Вот такие, казалось бы, незатейливые, состоящие всего из нескольких строк, простые по форме рифмованные фразы, потешки, прибаутки, попевки оказываются ценными для развития ребенка - они благоприятствуют освоению родного языка, пробуждают эмоциональную сферу ребенка. Взрослый, используя образный народный язык, выражает свою любовь, нежность, заботу о малыше.

Спасибо за внимание!

Материал подготовлен воспитателем Панько И.В.

Задача родителей: расширять словарный запас малыша, научить его правильно выговаривать слова, правильно строить фразы.    

Что для этого можно сделать?

  1. Есть одна интересная и простая игра. Вы говорите малышу "скажи "мама"(ведь это слово он, наверняка, может произнести) и ждете, пока он скажет. Если он не понял, что он должен сделать, вы поворачиваетесь к папе или к бабушке и произносите ту же фразу. Папа, естественно, делает то, что вы его попросили, то есть, говорит слово "мама". Потом опять обращаетесь к ребенку с той же просьбой. Он, скорее всего, скажет, то что вы просите. Тогда вы еще раз просите его сказать то же слово или любое другое из его активного словаря. Если он все же не понял, начните все заново через некоторое время или на другой день. В результате малыш поймет, что вы от него хотите и начнет повторять слова, которые вы просите. 2.  Сначала просите его произносить только те слова, которые он свободно может сказать. Пусть привыкнет к этой игре и легко выпаливает нужное слово. После этого начните вводить по одному новому слову (за одну игру или несколько раз одно и то же). Сначала несколько знакомых слов, только потом новое. Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или состоящее из тех же звуков, которые ему по силам. Так вы сможете постепенно расширить активный словарь малыша.
              3.   Когда малыш произносит слова, следите, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил "настоящие" слова, а не облегченные или измененные варианты. Это очень мило звучит, но малыш может надолго затормозиться в развитии речи, если вы не будете его поправлять или будете умиляться

 неправильным словам. Каждое неправильно произнесенное слово нужно исправить: просто произнесите его правильно и попросите повторить.

  1.     Когда малыш начнет говорить предложениями, обязательно поправляйте его, если он не правильно произносит окончания слов или неправильно располагает слова в предложении. Только не надо говорить, что он что-то делает неправильно. Просто произнесите ту же фразу правильно и попросите его повторить.

             5.   Кроме этого, учите малыша понимать вашу речь, то есть расширяйте его пассивный словарь. Учите его понимать ваши поручения, просьбы, вопросы. Если малыш чего-то не понимает, то поясняйте ему знаками, показывайте сами, что вы хотите от него добиться или попросите старшего ребенка или другого члена семьи выполнить вашу просьбу в присутствии малыша. Ребенок уже может понять и выполнить такие ваши просьбы, как "дай", "принеси", "отнеси", "положи", "покажи", "пойди", "отойди", "подойди", "найди", "садись", "ложись", "ешь", "пей", "закрой", "открой" и многие другие.
  2.    Малышу можно и нужно задавать разные вопросы, несмотря на то, что не на все из них он может ответить (словами или показом). Все равно, это активизирует его мыслительную деятельность. Это могут быть такие вопросы: "Где?" (тот или иной предмет или человек, где малыш был, где он взял и т.д.), "Куда?" (куда положить, куда пойдем и т.д.), "Что это?", "Кто это?" и другие вопросы. Очень полезно для развития речи малышей - разговоры по телефону, когда невозможно просто показать знаками (хотя дети пытаются делать это при разговоре по телефону). Надо предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им "позвонит" малыш. Пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает, как он себя чувствует и так далее. Простые вопросы, на которые малыш сможет ответить теми простыми словами, которыми он владеет. Чем чаще ребенок будет разговаривать по телефону, тем лучше.
  3.    Расширяйте количество названий и понятий, которые знает малыш. Показывайте и называйте ему все предметы в доме, смотрите книжки с картинками и альбомы. Давайте обобщенные названия предметов - мебель, посуда, одежда, фигуры и прочее. И конкретные названия каждого предмета. Вместе с ним раскладывайте карточки с изображением разных предметов по группам. Делайте это сами, задавая себе наводящие вопросы и сами на них отвечайте, сами раскладывайте карточки. Через некоторое время малыш захочет присоединиться к вашей игре. И не важно, что он не сразу начнет правильно раскладывать карточки, поощряйте любую его активность.
  4.     Знакомьте ребенка с понятиями: "такой", "такой же", "не такой", "одинаковые", "разные". Учите его ориентироваться в пространстве, показывайте и рассказывайте, что такое: "верх", "низ", "право", "лево", "середина", "внутри", "снаружи", около", "далеко", близко", "высоко", "низко", "ближе", "дальше" и так далее. Конечно, малыш не сразу разберется во всем этом. Но это не важно. Не проверяйте его, просто еще и еще раз все это показывайте и называйте своими словами. Рано или поздно он начнет в этом разбираться.
  5. Читайте малышу как можно больше книг с детскими стихами, потешками, короткими сказками. Если малыш не может выслушать до конца все, что написано на странице, а торопит вас ее перевернуть, не боритесь с ним, ему ведь пока больше интересны картинки. В этом случае, читайте только одну-две строчки на каждой странице и сразу ее переворачивайте, чтобы сохранить интерес малыша к общению с книгой. Или просто покажите и назовите одну-две картинки на странице. Можете сочетать все три способа чтения в разное время: весь текст, часть текста, только картинки. Иногда можете попросить малыша самого показать вам знакомые ему картинки или, если он может, попробовать назвать, что там нарисовано. Но если малыш молчит, не настаивайте, назовите картинку сами.

          10.   Когда малыш стал узнавать картинки в книгах, начните более подробно рассказывать о том, что делает тот или иной персонаж: "заяц бежит", "мальчик ест" и так далее. Обращайте внимание не только на действия, но и на эмоции, которые испытывает персонаж: "улыбается", "плачет", "удивляется" и так далее. Рассказывайте малышу о том, что окружает то или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом переходите к более детальному обсуждению картинок. Поощряйте малыша к повторению произнесенных вами слов, к показу картинок по вашей просьбе.    11.   Постепенно, от простого рассматривания книг надо перейти к настоящему чтению. Малышам больше всего нравиться слушать стихи. Короткие стихи они быстро запоминают. Только ни в коем случае не надо просить ребенка рассказать вам их по заказу. Это, как правило, отбивает всякую охоту. Малыш сам будет "помогать" вам, когда вы будет читать ему, произнося последнее слово в строчке (для этого, перед последним словом сделайте небольшую паузу). Через некоторое время он сможет произносить половину строчки или всю следующую строку.
  6. Пойте малышу песенки. Как правило, маленькие дети любят их слушать и вскоре начинают подпевать (сначала только мотив, потом и слова).

         Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста.

Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы, как наглядно-образное и символическое мышление, которые также опираются на опыт практических действий малыша. Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.

Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Большой интерес у малыша вызывают игры с предметами, с которыми мы все так или иначе взаимодействуем в быту.

Предлагаем Вам примеры игр, которые открывают широкие возможности для познавательного развития ребенка без больших финансовых вложений. В процессе этих игр малыш получит новые впечатления, испытает положительные эмоции, познакомится со свойствами разных предметов. Данные игры также способствует развитию мелкой моторики.

Следует поддерживать интерес детей к таким играм.

Игры с прищепками

Для игры понадобятся прищепки разных цветов и размеров и плоскостные картонные фигуры. Ребенок с помощью данных предметов создает образы.

Подробное описание игр данного типа размещено в Интернете (например, http://mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=21665).

 

Игры с пуговицами.

Для игр понадобятся зубочистки, шпажки, пуговицы разного размера с отверстиями разного диаметра, основой для закрепления шпажек может быть половинка яблока, половинка мягкого шарика для творчества и т.п.

Ребенок нанизывает пуговицы на зубочистку или шпажку в зависимости от диаметра отверстия.

Игры данного типа способствуют развитию тонких движений рук, глазомера, координации движений, творческого потенциала, накоплению сенсорного опыта.

Варианты подобных игр также в большом количестве представлены в Интернете (например, http://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-pugovicami.html).

 

Игры с пластиковыми бутылками.

Вариант игры. «Входит – не входит».

Для игры понадобится пластиковая бутылка, невысокая, с широким донышком для устойчивости, предметы разного размера.

Ребенок должен поместить предметы в бутылку.

Малыш учится соотносить предметы по величине, развивает координацию движения и глазомер.

Сначала ребенок действует методом проб, что способствует накоплению сенсорного опыта.

Несколько вариантов игр: http://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-nestandartnym-oborudovaniem-dlja-fizkulturno-ozdorovitelnoi-raboty-s-detmi.html

 

Игры с коробками.

Для игры понадобятся коробки разного размера.

Из коробок ребенок может строить башни, заборы. Данные игры способствуют развитию у ребенка пространственного мышления, творчества.

Один из вариантов игр с коробками связан с развитием умения открывать коробки, закрытые разными способами. Для стимулирования интереса ребенка в одной из коробок можно спрятать сюрприз.

Очень интересные варианты игр с коробками: http://razvitie-krohi.ru/igryi-dlya-detey/razvivayushhie-igryi-s-korobkami.html

 

Игры с фольгой и пищевой пленкой.

Ребенок заворачивает в фольгу или пищевую пленку разные предметы (это могут быть как различные предметы, так и овощи, фрукты и т.п.).

Затем малыш должен, не разворачивая фольги, угадать предмет. Либо ребенку сразу предлагаются завернутые в фольгу предметы.

Варианты игры с фольгой https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/3146135

 

Обратите внимание! В процессе предложенных игр необходимо соблюдать осторожность. Ребенок не должен оставаться один, так как игры проводятся с мелкими предметами.

Желаем Вам творческих успехов!

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, который способствует развитию подвижности и укреплению мышц речевого аппарата. Занятия такой гимнастикой полезны не только для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, но и для малышей без дефектов речевого развития. Благодаря систематическому выполнению упражнений многие дети могут быстрее научиться произносить новые звуки, а те, у кого есть нарушения речи, часто учатся говорить правильно самостоятельно, даже без посещений логопеда. Если же у ребенка правильное, но «вялое» произношение, ему также поможет веселая артикуляционная гимнастика. Невозможно переоценить пользу от выполнения артикуляционной гимнастики, при полном отсутствии вреда. Такие занятия можно сравнить со спортом, только в данном случае мы качаем и развиваем мышцы речевого аппарата.

Чтобы получить максимальный и быстрый результат от занятий, следует соблюдать несколько простых правил:

— заниматься нужно регулярно, ежедневно, не пропускать занятия;

— выполнять упражнения вместе с ребенком перед зеркалом, чтобы малыш видел свои органы артикуляции и мог контролировать их движения;

— не перегружать ребенка, достаточно уделять занятиям 5-7 минут в день.

   Можете распечатать следующий плакат с небольшим комплексом артикуляционной гимнастики для малышей. 

Скачать

Эти приемы можно применять для стимуляции речи у ребенка уже во втором полугодии его жизни.

  • Покажите ребенку картинку или предмет и назовите его. Затем нежно возьмите малыша за щечки или подбородок и определенным усилием заставьте его смотреть на ваше лицо (на расстоянии 50 см), а сами назовите слово ещё 2-3 раза. Так вы обеспечиваете ребенку возможность «читать» с ваших губ. Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата взрослых, подражает им, частично считывает с губ. После этого чрезвычайно четко повторите это же слово на ушко ребенку два раза (например, со – ва, ли – са, зай – ка).
  • Произносите нужное слово утрированно, то есть очень четко, по слогам, слегка растягивая ударный слог. Артикуляция взрослого должна быть четкой, а голос выразительным (например, ки – са, ко – за, ми – ша).
  • Отстучите указательным пальцем количество слогов в слове по руке ребенка; шутливо ущипните ребенка 2 – 3 раза: ку – бик, ма – ши – на).
  • Отхлопайте ладошками или отстучите карандашом нужное слово по слогам, отстучите слово пальцем прямо по самой картинке или предмету. Учите этому малыша, привлекая его ладошки и пальчик.
  • Играйте со словами, используя графическую схему – два бумажных квадрата величиной с детскую ладонь: например, при слове «мячик» ударяйте левой ладошкой малыша по одному квадрату (МЯ), правой – по другому (ЧИК).                             

      Эти полезные раздражители «побегут» в кору головного мозга и сделают своё доброе дело!

Как правило, в полтора года многие дети начинают активно разговаривать. Их речь состоит или из отдельных слов или из совсем простых предложений, состоящих из двух-трех слов. Чаще всего, слова эти еще неправильно согласованы между собой. Не все звуки и слова малыш произносит правильно.

Задача родителей: расширять словарный запас малыша, научить его правильно выговаривать слова, правильно строить фразы.

 

Что для этого можно сделать?

1. Есть одна интересная и простая игра. Вы говорите малышу "скажи "мама"(ведь это слово он, наверняка, может произнести) и ждете, пока он скажет. Если он не понял, что он должен сделать, вы поворачиваетесь к папе или к бабушке и произносите ту же фразу. Папа, естественно, делает то, что вы его попросили, то есть, говорит слово "мама". Потом опять обращаетесь к ребенку с той же просьбой. Он, скорее всего, скажет, то что вы просите. Тогда вы еще раз просите его сказать то же слово или любое другое из его активного словаря. Если он все же не понял, начните все заново через некоторое время или на другой день. В результате малыш поймет, что вы от него хотите и начнет повторять слова, которые вы просите.

2. Сначала просите его произносить только те слова, которые он свободно может сказать. Пусть привыкнет к этой игре и легко выпаливает нужное слово. После этого начните вводить по одному новому слову (за одну игру или несколько раз одно и то же). Сначала несколько знакомых слов, только потом новое. Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или состоящее из тех же звуков, которые ему по силам. Так вы сможете постепенно расширить активный словарь малыша.

3. Когда малыш произносит слова, следите, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил "настоящие" слова, а не облегченные или измененные варианты. Это очень мило звучит, но малыш может надолго затормозиться в развитии речи, если вы не будете его поправлять или будете умиляться неправильным словам. Каждое неправильно произнесенное слово нужно исправить: просто произнесите его правильно и попросите повторить.

4. Когда малыш начнет говорить предложениями, обязательно поправляйте его, если он не правильно произносит окончания слов или неправильно располагает слова в предложении. Только не надо говорить, что он что-то делает неправильно. Просто произнесите ту же фразу правильно и попросите его повторить. 

5. Кроме этого, учите малыша понимать вашу речь, то есть расширяйте его пассивный словарь. Учите его понимать ваши поручения, просьбы, вопросы. Если малыш чего-то не понимает, то поясняйте ему знаками, показывайте сами, что вы хотите от него добиться или попросите старшего ребенка или другого члена семьи выполнить вашу просьбу в присутствии малыша. Ребенок уже может понять и выполнить такие ваши просьбы, как "дай", "принеси", "отнеси", "положи", "покажи", "пойди", "отойди", "подойди", "найди", "садись", "ложись", "ешь", "пей", "закрой", "открой" и многие другие.

6. Малышу можно и нужно задавать разные вопросы, несмотря на то, что не на все из них он может ответить (словами или показом). Все равно, это активизирует его мыслительную деятельность. Это могут быть такие вопросы: "Где?" (тот или иной предмет или человек, где малыш был, где он взял и т.д.), "Куда?" (куда положить, куда пойдем и т.д.), "Что это?", "Кто это?" и другие вопросы. Очень полезно для развития речи малышей - разговоры по телефону, когда невозможно просто показать знаками (хотя дети пытаются делать это при разговоре по телефону). Надо предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им "позвонит" малыш. Пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает, как он себя чувствует и так далее. Простые вопросы, на которые малыш сможет ответить теми простыми словами, которыми он владеет. Чем чаще ребенок будет разговаривать по телефону, тем лучше. 

7. Расширяйте количество названий и понятий, которые знает малыш. Показывайте и называйте ему все предметы в доме, смотрите книжки с картинками и альбомы. Давайте обобщенные названия предметов - мебель, посуда, одежда, фигуры и прочее. И конкретные названия каждого предмета. Вместе с ним раскладывайте карточки с изображением разных предметов по группам. Делайте это сами, задавая себе наводящие вопросы и сами на них отвечайте, сами раскладывайте карточки. Через некоторое время малыш захочет присоединиться к вашей игре. И не важно, что он не сразу начнет правильно раскладывать карточки, поощряйте любую его активность.

8. Знакомьте ребенка с понятиями: "такой", "такой же", "не такой", "одинаковые", "разные". Учите его ориентироваться в пространстве, показывайте и рассказывайте, что такое: "верх", "низ", "право", "лево", "середина", "внутри", "снаружи", около", "далеко", близко", "высоко", "низко", "ближе", "дальше" и так далее. Конечно, малыш не сразу разберется во всем этом. Но это не важно. Не проверяйте его, просто еще и еще раз все это показывайте и называйте своими словами. Рано или поздно он начнет в этом разбираться. 

9. Читайте малышу как можно больше книг с детскими стихами, потешками, короткими сказками. Если малыш не может выслушать до конца все, что написано на странице, а торопит вас ее перевернуть, не боритесь с ним, ему ведь пока больше интересны картинки. В этом случае, читайте только одну-две строчки на каждой странице и сразу ее переворачивайте, чтобы сохранить интерес малыша к общению с книгой. Или просто покажите и назовите одну-две картинки на странице. Можете сочетать все три способа чтения в разное время: весь текст, часть текста, только картинки. Иногда можете попросить малыша самого показать вам знакомые ему картинки или, если он может, попробовать назвать, что там нарисовано. Но если малыш молчит, не настаивайте, назовите картинку сами. 

10. Когда малыш стал узнавать картинки в книгах, начните более подробно рассказывать о том, что делает тот или иной персонаж: "заяц бежит", "мальчик ест" и так далее. Обращайте внимание не только на действия, но и на эмоции, которые испытывает персонаж: "улыбается", "плачет", "удивляется" и так далее. Рассказывайте малышу о том, что окружает то или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом переходите к более детальному обсуждению картинок. Поощряйте малыша к повторению произнесенных вами слов, к показу картинок по вашей просьбе.

11. Постепенно, от простого рассматривания книг надо перейти к настоящему чтению. Малышам больше всего нравиться слушать стихи. Короткие стихи они быстро запоминают. Только ни в коем случае не надо просить ребенка рассказать вам их по заказу. Это, как правило, отбивает всякую охоту. Малыш сам будет "помогать" вам, когда вы будет читать ему, произнося последнее слово в строчке (для этого, перед последним словом сделайте небольшую паузу). Через некоторое время он сможет произносить половину строчки или всю следующую строку.

12. Пойте малышу песенки. Как правило, маленькие дети любят их слушать и вскоре начинают подпевать (сначала только мотив, потом и слова).


Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.