Эти приемы можно применять для стимуляции речи у ребенка уже во втором полугодии его жизни.
- Покажите ребенку картинку или предмет и назовите его. Затем нежно возьмите малыша за щечки или подбородок и определенным усилием заставьте его смотреть на ваше лицо (на расстоянии 50 см), а сами назовите слово ещё 2-3 раза. Так вы обеспечиваете ребенку возможность «читать» с ваших губ. Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата взрослых, подражает им, частично считывает с губ. После этого чрезвычайно четко повторите это же слово на ушко ребенку два раза (например, со – ва, ли – са, зай – ка).
- Произносите нужное слово утрированно, то есть очень четко, по слогам, слегка растягивая ударный слог. Артикуляция взрослого должна быть четкой, а голос выразительным (например, ки – са, ко – за, ми – ша).
- Отстучите указательным пальцем количество слогов в слове по руке ребенка; шутливо ущипните ребенка 2 – 3 раза: ку – бик, ма – ши – на).
- Отхлопайте ладошками или отстучите карандашом нужное слово по слогам, отстучите слово пальцем прямо по самой картинке или предмету. Учите этому малыша, привлекая его ладошки и пальчик.
- Играйте со словами, используя графическую схему – два бумажных квадрата величиной с детскую ладонь: например, при слове «мячик» ударяйте левой ладошкой малыша по одному квадрату (МЯ), правой – по другому (ЧИК).
Эти полезные раздражители «побегут» в кору головного мозга и сделают своё доброе дело!