Версия для слабовидящих
A
A
A
Бел.
Черн.
Как же драники могут расти? Они же из картофеля готовятся! Однако тот, кто не работает на земле и не участвует в приготовлении пищи, может этого и не знать. Ребята, занимающиеся в ОГБУСО «РРРЦ «Веста» по программе социальная занятость, знакомы и с растениеводством, и с кулинарными премудростями! Благодаря их стараниям, все лето клумбы на территории реабилитационного центра украшали многолетние и однолетние цветы. До сих пор яркие бутоны бархатцев, астр и георгинов радуют глаз всех посетителей «Весты».
Сами же ребята в течение последних месяцев с увлечением наблюдали за другими своими саженцами, о которых знали только «посвященные». В укромном уголке на участке центра росли … картофельные кусты!
«В мае в небольшую импровизированную грядку мы высадили четыре клубня картофеля. Это был наш огородный эксперимент! — рассказывает социальный педагог отделения социальной реабилитации и занятости Раиса Николаевна С. — Конечно, дачники знают все секреты выращивания этого овоща. Однако приусадебные участки есть далеко не у всех. И мы с ребятами решили сами вырастить картофель, соблюдая все необходимые агротехнические приемы — подготовка почвы посадка, прополка, окучивание. Вот сейчас пришло время собирать урожай!».
Процесс занял всего несколько минут — четыре куста выкопали быстро! Урожай небольшой, но на приготовление драников хватит! Это — заключительный этап огородного эксперимента. Главное, чтобы всем было интересно, весело и вкусно!
Знаете, сколько времени ребенку нужно проводить на свежем воздухе для психического, физического здоровья и правильного развития? Не менее двух часов в день! Юные воспитанники групп 1 и 2 отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ОГБУСО «РРРЦ «Веста» обожают прогулки. Сейчас, когда сентябрь радует теплыми солнечными деньками, а растущие на участке тополя, клены и березы «надели» свои яркие осенние наряды, вместе с воспитателями и педагогами они гуляют как можно чаще и дольше. Так тепло, красиво и интересно вокруг!
А 12 сентября ребятишки отправились на спортивную прогулку- в этот день игровая площадка превратилась в арену. На ней состоялась эстафета «Быстрый, ловкий, смелый». Разделившись на две команды, дети бегали , прыгали, соревновались в скорости, ловкости и смекалке. Социальный педагог Светлана Юрьевна С. провела подвижные игры «Арбуз» и «Найди свой домик». Победила, конечно, дружба! После такой активной прогулки всем захотелось перекусить и...опять пойти гулять!
Год со дня образования отмечает организационно-методическое отделение ОГБУСО «РРРЦ» Веста», являющееся ресурсным центром в системе реализации модели социального сопровождения инвалидов «От рождения через всю жизнь».
Как известно, это направление социальной политики успешно внедряется в нашем регионе с конца 2024 года по инициативе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Проблемы инвалидности сложны и многогранны. Социальное сопровождение предполагает адресный подход к каждому человеку и его близким. Людям с инвалидностью часто необходима помощь в реализации программы реабилитации и абилитации, а также в решении различных социально-бытовых проблем. При необходимости гражданам оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, профориентационной, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
На местах эту работу проводят учреждения социальной защиты, при этом методическое кураторство всех 36 муниципалитетов по вопросам социального сопровождения осуществляют специалисты ресурсного центра. Они оказывают коллегам содействие при составлении индивидуальных программ социального сопровождения инвалидов и ресурсных территориальных карт, проводят организационно - методические семинары, консультации в формате ВКС и выездных супервизий. За год работы руководителю объединения Анне Олеговне Мешалкиной удалось создать дружный коллектив профессиональных наставников, способных оперативно решать вопросы, возникающие в ходе социального сопровождения граждан, и учета данных в этой сфере, являющейся одной из самых перспективных в социальной политике.
7 сентября празднуется День Байкала. К этой дате было приурочено множество тематических мероприятий. Вот и ребята из клуба «Вдохновение», который открыт при отделении социальной реабилитации и занятости ОГБУСО «РРРЦ «Веста», стали участниками познавательной беседы «Разговоры о Байкале», которая на прошлой неделе состоялась в библиотеке № 1 имени В. Алексеева. А 10 сентября они вновь побывали в библиотеке на увлекательном мастер-классе по созданию объемного макета Байкала.
Сначала библиотекарь Елена Селезнева провела викторину «Наш Байкал». Как оказалось, предыдущая встреча не прошла даром — ребята запомнили все самые значимые и интересные факты об удивительном озере и потому на большинство вопросов интеллектуальной игры дали верные ответы.
Ну а потом все взяли в руки фломастеры и карандаши! Ребята рисовали и разукрашивали фигурки зверей и рыб, а педагоги на большом ватмане изобразили очертания озера. «Байкал - сам по себе невероятно красивый и мощный - имеет уникальную экосистему, - сказала Елена Андреевна. — Заповедные леса его побережья богаты зверьем, а чистая холодная вода — рыбой. Причем, многие представители животного мира являются эндемиками, то есть водятся только на Байкале: омуль, голомянка, рачок эпишура, нерпа. Давайте сейчас наполним наш макет-рисунок байкальскими обитателями».
Вооружившись клеем, ребята «населили» свой Байкал животными, птицами и рыбами. Вот бурый медведь бродит по хвойным сопкам, а на Ушканьих островах греется семейство нерп, вот зайцы-беляки удирают от лисы, а белка несет орехи в дупло кедра. Эти забавные сценки из жизни байкальских обитателей «оживили» нарисованный макет и подняли настроение участникам мастер-класса, который невольно стал познавательным занятием по теме: «Многообразие животного мира Прибайкалья». Теперь ребята точно знают, какие виды рыб обитают в водах Байкала — ведь они сами рисовали и клеили их! И каждый вспоминал свои путешествия к озеру, который является нашим достоянием ну и, конечно, любимым местом отдыха.
К сожалению, посещение поликлиник редко обходится без ожидания приема к врачам. Эта ситуация характерна и для медучреждений, обслуживающих маленьких пациентов. Чем мамы с маленькими детьми занимаются, сидя в очереди возле кабинета педиатра? Мы советуем в это время ознакомиться с буклетами и объявлениями на информационных стендах детских поликлиник. Среди полезных советов по профилактике и лечению заболеваний там можно найти информацию о службе ранней помощи, которая работает в ОГБУСО «РРРЦ «Веста».
11 сентября специалисты центра провели выездное мероприятие, в ходе которого пополнили ниши информационных ресурсов детских поликлиник Ангарска о возможностях ранней помощи семьям с детьми до трех лет, а также о реализации выездной службы «Домашний консультант».
Напомним, работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей от нуля до трех лет, внедряется в РРРЦ «Веста» с 2019 года. Специалисты отделения ранней помощи проводят диагностику по определению уровня развития ребенка, разрабатывают индивидуальную программу психолого-педагогической помощи, проводят консультации родителей по всем интересующим вопросам воспитания, обучения и развития детей, помогают создать в семье соответствующую коррекционно -развивающую среду.
Поддержка специалистов часто необходима и семьям, где воспитываются здоровые дети до трех лет или ребятишки, имеющие определенные отставания в развитии. Молодые мамы и папы иногда не знают, как развивать познавательную, игровую, коммуникативную деятельность ребенка. Цель социальных педагогов и психолога отделения ранней помощи - научить правильно заботиться о малыше, общаться с ним, развивая его. Все услуги оказываются бесплатно.
В 2025 году отделение ранней помощи регионального реабилитационного центра «Веста» получило грантовую поддержку на реализацию проекта «Домашний консультант». «Проект направлен на развитие службы ранней, и что немаловажно, выездной помощи. Мы приближаем к получателем и расширяем этот вид социальной поддержки семьям, воспитывающим детей до трех лет, - говорит заведующий отделением ранней помощи Евгения Соловьева. - В течении предыдущих лет в реабилитационный центр неоднократно обращались семьи, нуждающиеся в услугах ранней помощи, проживающие в удалённых микрорайонах и посёлках. Мы поняли, что для оказания комплексной ранней помощи необходимо организовать выездную службу , доступную как для жителей Ангарска, так и для проживающих на отдаленных территориях округа. Мы готовы помогать семьям и на консультационных сессиях в центре, и на дому».
Более подробную информацию об услугах ранней помощи семьям с детьми до трех лет можно узнать по телефону: 8(3955) 54-13-25.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни читал или слышал фразу : «Будь в гармонии с собой и всё наладится, будет хорошо!». Давать такие советы легко, а вот следовать им удается не каждому. Так как же достичь гармонии с самим собой?
Это стало темой тренинга, который провела психолог отделения реабилитации для детей и подростков с особенными возможностями здоровья ОГБУСО «РРРЦ «Веста» Ольга Модоголова. В нем приняли участие родители, которые заинтересованы в выстраивании гармоничных отношений в своей семье, со своим ребенком.
После знакомства мамы начали разговор о...счастье. Оно у каждого свое. Но вот что интересно, по результатам крупного международного опроса, многие люди на вопрос: «Что такое счастье?» ответили, что это ощущение радости, чувство внутреннего спокойствия и довольства собой и своей жизнью. А ведь это близко к понятию гармонии. Значит для счастья нам действительно важно быть в гармонии! И достичь ее могут не только йоги и отшельники, практикующие медитации и другие духовные практики. В жизни обычного человека тоже есть свои способы достижения внутренней радости и спокойствия.
«Проанализируйте себя, свое поведение и состояние в один из недавних дней. Вы были в ладу с собой? Или чувствовали дисгармонию? Как думаете, чем она была вызвана?»- спросила Ольга Юрьевна у участников тренинга. Бессоница, капризы ребенка, беспокойство о финансовом положении, конфликты на работе… Ответы были разные. Но эффект от воздействия этих травмирующих факторов похожий — беспокойство, недовольство собой и окружающими, навязчивые мысли, плохое самочувствие, неспособность заниматься делами. Наше счастье подчас разрушают мелкие неприятности и проблемы.
Как вернуть себе гармонию? Мамы рассказали, что занятие любимым делом, хобби, чтение перед сном, горячая ванна часто способны успокоить и вернуть силы. К этим способам по достижению внутреннего спокойствия можно добавить умеренную физическую активность (например, неспешные прогулки), массаж, общение с приятными интересными вам людьми, наведение порядка в доме (это удивительным образом способствует порядку в голове и на душе!), умение прощать обиды и многое другое. Главное,находить время ...уделять его себе.
Также важно анализировать свое эмоции. Время от времени размышлять - какие чувства у вас выхвали слова или поступки близкого человека, о чем вы подумали, что почувствовали, когда уступили место в автобусе пожилой женщине или увидели дневник сына с плохими оценками? Этому же надо учить и своего ребенка. Анализ собственных эмоций помогаем нам развиваться и управлять своим поведением,в том числе замечать хорошее, что происходит с ним. А это уже — пусть к здоровью.
В ходе тренинга также разобрали некоторые методики дыхательных упражнений, помогающие понизить градус напряжения в стрессовых ситуациях, в том числе бытовых и касающихся воспитания детей. Внутренняя гармония - это высшее удовольствие,означающее способность человека сосредотачиваться на том,что действительно важно, а также его умение контролировать свои мысли. Это состояние эмоционального и умственного равновесия, счастья, уверенности и силы.
Сколько лет Байкалу? Как его название переводится с бурятского языка? Какие живые организмы фильтрует байкальские воды? Где находится самое глубокое место? Почему на его побережье «поют» пески? Какие животные и пресноводные - эндемики водятся на Байкале? Почему детеныши нерп белого цвета? От кого, согласно легенде, красавица Ангара узнала о богатыре Енисее? Ответы на эти и множество других вопросов члены клуба «Вдохновение», созданном на базе отделения социальной реабилитации и занятости инвалидов, узнали в минувшую пятницу. 5 сентября они приняли участие в мероприятии «Разговоры о Байкале, которое прошло в библиотеке №1 имени Алексеевна.
В преддверии празднования Дня Байкала сотрудники Ангарской ЦБС подготовили для ребят слайдовую презентацию "Здравствуй, Байкал!", посвященную интересным фактам об озере — истории его образования, особенностях ландшафта, живого мира, ветрах и национальных парках. Библиотека располагает целой серией книг и сборников открыток о Байкале. Специальной для этой встречи из изданий была собрана тематическая экспозиция.
После знакомства с ней клубовцы поделились своими впечатлениями о поездах по побережью озера. Встреча с Байкалом – это всегда обновление, это источник вдохновения и сил, это сильные глубокие впечатления и, конечно, радость. Практически нетронутая цивилизацией природа Байкала завораживает. Ее богатство и разнообразие столь велико, что невозможно его охватить ни за месяц, ни за год. Можно всю жизнь изучать Байкал и все же в нем останутся неизведанные тайны и потаенные уголки.
Байкал прекрасен и удивителен, и каждому из нас безумно повезло жить рядом с ним. Давайте беречь это сокровище природы!
За окном еще солнечно и тепло, но на календаре уже первый осенний месяц. 5 сентября ребятишки 1 и 2 групп отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ОГБУСО «РРРЦ «Веста» стали участниками замечательного яркого праздника «До свидания, лето!».
За прошедшие три месяца ребятишки заметно подросли, стали взрослее, сильнее и самостоятельнее. Они рассказали, как провели каникулы, прочли стихи про лето и поиграли в веселую игру «Арбузик». И пока мальчишки и девчонки под музыку передавали друг другу полосатый арбуз, за окном резко изменилась погода: голубое небо покрылось кучерявыми облаками, которые пытались закрыть собой солнце, но его лучи упрямо пробивались сквозь осенние тучки. Облака отчаянно боролись с солнышком, которое неожиданно … шагнуло в музыкальный зал на праздник. А за ним последовала и тучка! И на глазах изумленных ребятишек они продолжили спор: кто из них главнее и нужнее.
Солнышко дарит людям, зверям, птицам и растениям тепло и свет. А облака - необходимую всему живому влагу. Значит, все нужны и важны. Придя с согласию, необычные гости праздника стали играть, петь и танцевать вместе с детьми. И всем стало весело, когда по залу вдруг раскатились огромные градины — тучка с солнышком так решили порадовать малышей!
Конечно, немного жаль расставаться с теплым веселым летом. Но впереди нас ждут отличные осенние деньки и много интересных событий! В РРРЦ «Веста» начался новый реабилитационный сезон, а значит для детей будет организовано множество развивающих мероприятий.
3 сентября в ангарской общественной организации «Дети-ангелы» прошло обучающее занятие в рамках детско-родительского клуба «Академия успеха». Социальный педагог отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ОГБУСО «РРРЦ «Веста» Светлана Трубачева провела для мам ребятишек, страдающих тяжелыми множественными нарушениями развития, мастер-класс по игротерапии. Главной целью было обучить родителей игротерапевтическим техникам, которые можно использовать для развития ребенка-инвалида.
Сухомлинский сравнил игру с огромным светлым окном, через которое ребенок получает представление об окружающем мире. «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал он. Именно поэтому психологи и педагоги используют в своей работе игру.
Проигрывая разные роли, мы лучше узнаем себя и окружающих. И на мастер-классе родители наглядно продемонстрировали это, выполнив различные игровые задания педагога. После знакомства-самопрезентации, мамы нарисовали свои страхи. Змеи, пауки, черный лес — и всё в темных цветах. «Рисунки могут не только многое сказать о внутреннем мире человека, но и помочь в решении психологических проблем,- рассказала Светлана Александровна. — Если на рисунках ребенка вы заметили такие страшилки, нужно попробовать изменить изображение, добавив в него яркие и комические элементы. Страх боится смеха — значит, нужно посмеяться над ним! Так паук может запутаться в собственной паутине и превратиться в красивую бабочку, змею поможет прогнать пылесос или трактор, а над темным лесом появиться солнце. Всё в руках художников!»
Ценность игр еще и в том, что они создают безопасное пространство для выражения эмоций. Очень благоприятно на психологическое состояние ребенка действуют различные игры с песком и водой. При этом такой игровой процесс несложно организовать в квартире или на детской площадке.
А еще все без исключения любят подвижные игры! В ходе мастер-класса его участники стали...лесом. Люди-деревья тянулись к солнцу, клонились от ветра, вымокли под дождем и закрывали друг друга от непогоды. «Каждый на себе смог почувствовать, как эта эмоциональная тактильная игра поднимает настроение и улучшает самочувствие практически с первых минут, - сказала Светлана Александровна. — Здесь был применен метод базальной стимуляции, который чрезвычайно важен для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Они сильно ограничены в передвижении и контактах с окружающим миром. Телесный диалог помогаем им познать свое тело. Положив ребенка на твердую поверхность, используйте мягкие поглаживания, массажные и разнообразные аккуратные движения при касании, чтобы он почувствовал свои ноги, руки, голову. Все это можно делать в игровой форме, имитируя ветер, дождик, ход поезда и так далее».
Светлана Трубачева показала родителям, как играть с детьми в сказки-шумелки, продемонстрировала игру «Угадай, кто я!» А на завершающем занятие чаепитии мамы поделились своим опытом ухода за своими особенными детьми.
«Мы давно сотрудничаем с центром «Веста», - говорит руководитель организации "Дети-ангелы" Екатерина Засимова. — Светлана Александровна многих наших ребятишек обслуживает на дому. Часть занятий она проводит у нас в организации — смена обстановки полезна и для детей, и для их родителей. Ну а такие мастер-классы всегда очень познавательны и зрелищны».
В ОГБУСО «РРРЦ «Веста» есть уникальный социальный сервис — микрореабилитационный центр на дому. Специалисты реабилитации — врач-педиатр, медсестра по массажу, инструктор по лечебной физкультуре, социальный педагог — оказывают помощь семьям с детьми - инвалидами по месту их жительства. Причем речь идет о ребятишках с тяжелыми множественными нарушениями развития, тяжелыми формами умственной отсталости и расстройством аутистического спектра. В таких случаях кроме медицинского блока реабилитации необходимо проводить работу по педагогической коррекции поведения и общего развития. Это зона ответственности социального педагога Светланы Александровны Трубачевой — одного из опытнейших специалистов социальной службы. Она приходит на помощь, когда кажется, никто не в силах помочь, и понимает своих воспитанников с одного взгляда. Нередко - в прямом смысле слова.
***
- Света! Света пришла! — радостно начал кричать Денис при виде Светланы Александровны. Дома 17-летний парень редко пользуется инвалидной коляской — передвигается ползком, опираясь на руки. Поприветствовав гостей, он позвал всех в комнату, чтобы показать, как ловко крутит гайки и пилит фанеру ручной пилой.
- Сын обожает инструменты! Может целыми днями что-то крутить и прибивать,- говорит его мама Татьяна Сергеевна. — Для безопасности острых и режущих предметов в его наборах нет.
- Денис, а пиццу ты любишь? — спрашивает Светлана Трубачева. — Я так и думала! Давай сегодня приготовим пиццу вместе? Пойдем на кухню, я кое-что тебе принесла.
При виде фартука и поварского колпака, Денис оживился еще больше. Вместе со Светланой Александровной они раскатали тесто, порезали овощи и Денис сам разложил их по основе будущей пиццы, обильно посыпав тертым сыром. Пока пицца румянилась в печке, на кухонном столе появились картинки-наклейки с изображением овощей и фруктов. Выполняя просьбы педагога, Денис быстро разложил их по цветам.
«Очень часто родственники ребенка — инвалида с ментальными нарушениями ограничивают его действия по самообслуживанию, к примеру, по приготовлению пищи, потому что считают его не способным на это, - говорит Светлана Трубачева. - Однако это необходимый для жизни навык, и я стараюсь обучать этому ребят. В прошлый раз мы с Денисом готовили салат — он был рад, что получилось не только вкусно, но и красиво. Денис очень общительный. Мама сделала правильный выбор в пользу обучения в школе, не став заменять его домашним. Поездки на уроки расширяют его круг общения и позволяют избегать длительного нахождения дома. Мы с Денисом тоже проводим развивающие занятия — хорошая память позволяет ему запоминать пройденный материал».
- Светлана Александровна стала для нас почти членом семьи,- говорит Татьяна Сергеевна. — Сын всегда ждет ее прихода с большим нетерпением. А я удивляюсь, какие интересные идеи она каждый раз придумывает для занятий.
***
- Дима, здравствуй! Как дела? Как настроение? Будем сегодня заниматься?
На последний вопрос Светланы Александровны звучит категоричное «нет». Но социальный педагог не оставляет попыток увлечь 15-летнего подростка каким-нибудь полезным делом:
- У вас новый пылесос! Покажешь, как им пользоваться? Дима, какую кнопку тут надо нажать? Или ты дома порядок не наводишь?
«Дима проживает с бабушкой. Когда ему было лет 8, я начала работу с ним с приучения к личной гигиене — учила мыть руки, чистить зубы. Лет 5 лет назад он с удовольствием играл и в школу, и в больницу, примеряя на себя различные роли, - рассказывает социальный педагог. — А сейчас Дима переживает переходный возраст со всеми его «побочками». Поведение стало хуже, с учебой тоже имеются проблемы. Возможно, нужна медикаментозная коррекция состояния со стороны психиатра».
Людмила Анатольевна соглашается, что в последнее время стало сложнее находить общий язык с внуком. Лучшим другом для него теперь является...мобильный телефон. Электронные игры очень увлекают подростка. При попытках бабушки забрать телефон Дима начинает кричать и проявлять агрессию. Вот и сейчас он явно не в духе.
Светлана Трубачева меняет тему для разговора.
- А где Мила? — спрашивает она Диму, зная, как он привязан к своей кошке. — За домашними питомцами надо ухаживать. Давай расчешем ее?
Мальчик сразу успокаивается, берет расческу и аккуратными движениями разглаживает шерсть пушистой любимицы. В это время педагог спрашивает его о недавних прогулках, интересуется, в какие магазины ходили и по какому маршруту они с бабушкой возвращались домой, просит напомнить домашний адрес.
«Это необходимо для тренировки памяти. Диме такие «разминки» очень полезны. В прошлый раз он показал мне, какие игры установлены в его телефоне — по сути, те же «развивалки», ничего опасного. Но уходить от реальных заданий, поручений, повседневных дел, конечно, не стоит», - говорит на прощание Людмиле Анатольевне социальный педагог.
***
11-летняя Полина встречает любимого педагога в коридоре. Стоять и сидеть девочка самостоятельно не может — только при поддержке реабилитационного оборудования и ...сильных любящих рук мамы Марины.
Для проведения занятия Полину усаживают в специальный стул, а затем в вертикализатор. На вопросы о цвете и назначении предметов девочка отвечает с помощью карточек «Да» и «Нет». Впрочем, Светлана Александровна давно научилась понимать ее и без них — по выражению глаз. Увидев на обучающей карточке изображение малины, Полина заметно расстроилась. «Это мы нынешним летом не успели купить малину, а Поля так ее любит!» - объясняет Марина. «Ученица» указывает взглядом на карточки с изображением арбуза, лимона, безошибочно «называя» вкусные предметы. Правила игры меняются — и теперь уже Светлана Александровна должна угадать, какую карточку выбрала Полина. Педагогу удается это не с первой попытки, и девочка от души радуется, что удалось запутать учителя. Со стороны может показаться, что говорит только Светлана Александровна. Но нет — это диалог, полный эмоций и искренних чувств. Полина шутит, расстраивается, кокетничает… Окружающие чутко считывают то, что она хочет, но не может сказать словами. У языка взглядов нет классификации и адаптивного переводчика, он доступен для понимания только тем, что «читает» сердцем.
«Состояние Полины — результат врачебной ошибки при родах. И с самого начала я стала искать возможность помочь своему ребенку , - рассказывает мама девочки. — Восемь лет назад мы переехали из Томбова в Ангарск, и почти сразу же обратились в реабилитационный центр «Веста». Тогда-то в нашей жизни и появилась Светлана Александровна. Мы получаем услуги на дому, и каждый визит социального педагога — это не просто с пользой проведенное время. Ее доброе, такое теплое отношение к Полине дает и мне силы, осознание, что есть человек, который нас понимает и поддерживает».
***
«Мои воспитанники — особенные дети. Но они, как и все дети в мире, хотят внимания, заботы, любят играть и узнавать что-то новое. Конечно, к каждому нужен свой подход, - говорит Светлана Трубачева. - Я работаю не только с ребенком, но и с членами его семьи. Мне важно научить родителей развивающим технологиям. Тогда реабилитационный процесс становится непрерывным. При необходимости семьям выдается специализированное реабилитационное, развивающее и игровое оборудование в пункте проката нашего учреждения».
«Микрореабилитационный центр на дому» является одним из эффективных направлений работы с семьями, имеющими детей - инвалидов. Такую адресную помощь можно без преувеличения называть «передовой» социальной сферы. В этом году эта работа Светланы Трубачевой была удостоена премии Всероссийской организации родителей детей-инвалидов «Родительское спасибо -2025», а также отмечена на областном семинаре -практикуме «Социальное сопровождение семей с ребенком-инвалидом: цель, возможности, перспективы» , который прошел в августе на базе Комплексного центра социального обслуживания населения по г. Иркутску.
Переступая порог игровой комнаты, Василиса радостно взмахивает руками и бежит вперед - она любит бывать здесь и, кажется, знает все игрушки наперечет. А вот и нет! Недавно в отделение ранней помощи ОГБУСО «РРРЦ «Веста» по проекту «Домашний консультант» поступило игровое оборудование, а это значит, что ребятишек ждут новые развивающие игры. Рука малышки хватает яркую пирамидку-обезьянку! Психолог Елена Калашнова помогает ей разложить все кольца по цветам и размерам. Игра-занятие началось…
«Первые тревожные звонки появились , когда Василисе еще не было и года, - рассказывает Галина В. — Моей старшей дочери сейчас 13 лет, и я помню, что маленькие дети рано начинают повторять движения руками за родителями : хлопают в ладоши, пытаются потрогать свое лицо, тактильно сравнивая его с маминым. А Василиса не делала этого и избегала прямого взгляда. Меня это настораживало».
Опасения чуткой родительницы разделила врач-невролог, посоветовав обратиться в реабилитационный центр. Так в начале этого года двухлетняя Василиса и ее мама Галина вошли в программу ранней помощи РРРЦ «Веста».
«Здесь я нашла отклик и понимание у специалистов! Меня научили понимать своего ребенка — считывать невербальные сигналы общения, находить общий язык, корректировать поведение! — говорит Галина. — Педагоги и психологи «вооружили» меня знаниями и стратегиями, которые сами по себе простые, но при этом действенные. Эти профессиональные подсказки очень помогают в воспитании ребенка! Сейчас я уже не представляю, что бы делала без таких нужных помощников!»
Словно в знак согласия маминых слов Василиса громко звонит в колокольчик на музыкальном стенде, а потом зовет социального педагога Анна Копылову играть — водя ее за руку то к одному, то к другому развивающему комплексу. Особенно девочке понравился модульный массажный коврик.
«Не так давно мы с Василисой были в детской поликлинике по месту жительства и напротив кабинета педиатра я увидела стенд с информацией об услугах службы ранней помощи центра «Веста», - рассказывает Галина. - Почему же раньше я не заметила его, когда дочка была совсем маленькая? Знаю, что многие родители считают, что в реабилитационные центры обращаются только в самых сложных ситуациях, когда ребенку «грозит» инвалидность. Ничего подобного! Специалисты службы ранней помощи оказывают услуги (бесплатно) и проводят консультации по любым вопросам, связанным с уходом, воспитанием и развитием детей до трех лет».
По словам мамы маленькой Василисы, они с дочкой получают в центре не только профессиональную психолого-педагогическую помощь, но и моральную поддержку. «Здесь царит какая-то особенная, домашняя атмосфера, - делится Галина. — Я нашла тут единомышленников, которые, как и я, заинтересованы в успешном развитии моего ребенка. Мне нравится, что специалисты работают с нами по индивидуальной программе. Для дочери каждое занятие - это интересная игра, а для меня — практическая консультация. На встречах-сессиях мы разбираем конкретные ситуации, я получаю рекомендации по решению проблем. Также в ходе домашнего визитирования мне помогли создать дома развивающую среду для ребенка».
...Наигравшись вдоволь, Василиса попросилась на руки к маме и крепко обняла ее. Тактильность, увлеченность развивающими играми, потребность в общении, поощрении — такое поведение малышки является общими победами ее мамы и специалистов службы ранней помощи. Растем и развиваемся вместе!
Психологический тренинг для родителей "У меня особенный ребенок» прошел на базе отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ОГБУСО «РРРЦ «Веста». Психологи Юлия Головко и Ольга Модоголова в ходе обсуждения с мамами и бабушками выяснили, какие трудности у них возникают в воспитании детей. А их немало, и члены семьи с особенным ребенком часто испытывают эмоциональные, психологические физические перегрузки. Бывают моменты когда справляться с накопившимся напряжением уже нет сил. Это состояние знакомо и родителям здоровых, но чрезмерно активных детей. Что же делать?
Специалисты советуют выработать в семье единую позицию по воспитанию и уходу за ребенком. Это помогает распределить нагрузку и ответственность, а также напрямую влияет на процесс реабилитации. А еще — необходимо искать источники восстановления собственных сил — моральных и физических. На вопрос: «Как вы отдыхаете? Чем восполняетесь?» многие участники тренинга ответили — выезжаем на природу, проводим дома совместный досуг.
«В инструкции по безопасности на борту самолета не случайно говорится, что в случае чрезвычайной ситуации необходимо надеть кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка, - говорит Ольга Юрьевна. - Самопомощь — важнейшее действие родителя. Чтобы помочь своему ребенку, он сам должен быть в порядке. Так же и в семейном воспитании и реабилитации — ответственные за ребенка взрослые должны быть наполнены не только необходимыми знаниями, но и внутренней силой, созидательной энергией, соответствующим психологическим настроем. Потому-то так важно находить для себя источники восполнения».
Интересно, что, когда ведущие занятия предложили мамам и бабушкам составить список тех, за кого он чувствуют себя ответственными, никто не указал...себя. «Не забывайте о себе! — повторила Ольга Модоголова. — Здоровая, счастливая, умеющая заботиться о себе мама способна дать своим близким намного больше, чем уставшая, замученная бытовыми проблемами, отказавшаяся от своих интересов и желаний женщина».
«Мои виноватые мысли» - так называлось одно из упражнений тренинга, которое провела Юлия Головко. К сожалению, родителей детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья часто мучает чувство вины за то, что малыш родился не таким, как все, за то, что не удается сделать для него все возможное (и невозможное!) для его здоровья и благополучия. «Чувство вины — это естественная реакция родителей, воспитывающих особенного ребенка. Но оно очень разрушительно действует на самочувствие, личность и саму жизнь человека, - сказала Юлия Александровна. - Не давайте ему поглотить самое важное — осознание того, что у вас есть ребенок и это является истинным счастьем. Вина — это бесполезное страдание. Бессмысленно винить себя за «плохую» генетику, за «неправильное» поведение во время беременности, за «запоздалое» обнаружение проблемы. Помните, что ребенку нужна любовь родителей. А вы любите, принимаете своего ребенка таким, какой он есть и делаете все, что в ваших силах. И большее не сможет никто!»
В ходе тренинга были рассмотрены практические способы, как справиться с состоянием вины и найти внутренние ресурсы для поддержки себя и ребенка. Подобные психологические практикумы являются одним из механизмов по повышению эффективности реабилитационного процесса.
15 августа специалисты ОГБУСО «РРРЦ» Веста» приняли участие в семинаре-практикуме для представителей учреждений социального обслуживания Иркутской области, который проходил на базе Комплексного центра социального обслуживания населения по г. Иркутску. Темой мероприятия было «Социальное сопровождение семей с ребенком-инвалидом: цель, возможности, перспективы». А его организатором выступил ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сосновая Горка» (ресурсный центр полиформатного сопровождения семей с детьми-инвалидами).
В ходе интерактивного практикума группы участников решали кейс-задачи по проблемам мотивации семей на социальное сопровождение, примеряли на себя роли в деловой игре «Супервизорная встреча». «За время реализации в нашем регионе модели социального сопровождения людей с инвалидностью каждое учреждение получило свой опыт работы в этом направлении, и, конечно, было интересно и полезно познакомиться с наработками коллег и мнением экспертов, обсудить трудности, которые возникают у специалистов по социальной работе при составлении индивидуальной программы социального сопровождения, мониторинга прохождения маршрута реабилитации и найти пути их решения», - говорит заведующий отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья РРРЦ «Веста» Юлия Александровна Сараева.
При презентации практик социального сопровождения специалист по социальной работе Юлия Павловна Копытова представила социальный сервис «Микрореабилитационный центр на дому», реализуемый РРРЦ «Веста» с 2022 года. Этот проект получил грантовую поддержку Фонда помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и позволил оказать действенную адресную помощь в проведении реабилитации многим семьям, имеющим детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития, серьезными формами умственной отсталости и расстройством аутистического спектра. Команда специалистов — врач-педиатр, врач и инструктор по лечебной физкультуре, медсестра по массажу, психолог, социальный педагог — выезжают на дом к ребенку-инвалиду и не только проводят реабилитационные мероприятия, но и привлекают к этому родителей. Вооружить близких ребенка необходимыми знаниями и навыками — значит создать непрерывный процесс реабилитации, ухода и воспитания особенного ребенка в домашних условиях. Если для этого необходимо специальное оборудование, то специалисты помогают с его оформлением во временное пользование и доставкой на дом из пункта проката. Таким образом удается раскрыть и значительно повысить реабилитационный потенциал семьи. При этом и сам ребенок, и ответственные за него взрослые находятся в поле возможностей социального сопровождения. «Микрореабилитационный центр на дому» является одним их самых эффективных социальных сервисов помощи семьям с детьми -инвалидами. Не зря в 2025 году эта практика РРРЦ «Весты» была удостоена премии «Родительское спасибо».
Спортивно-прогулочная площадка на территории ОГБУСО «РРРЦ» «Веста» заиграла новыми красками — в преддверии нового сезона ее привели в порядок и обновили. Работу по благоустройству сотрудники реабилитационного центра провели совместно с членами волонтерского отряда акционерное общество «Ангарскнефтехимпроект».
Краски, кисточки и горячее желание помочь — всё это волонтеры подарили самым юным получателям центра - ребятишкам реабилитационных групп. Площадка с игровыми комплексами, качелями и теннисным столом используется ими не только для прогулок. Социальные педагоги организуют здесь праздники, проводят игровые и познавательные тематические программы.
В минувшую пятницу сотрудники центра — соцпедагоги, воспитатели, медработники - провели формовочную обрезку насаждений на участке. А волонтеры покрасили ограждения площадки и малые игровые формы.
«С центром «Веста» мы сотрудничаем на протяжении двух лет, оказывая посильную помощь, - сказала ведущий специалист по взаимодействию со СМИ и общественностью, внутренним коммуникациям и корпоративной культуре АО «АНХП» Наталья Кириллова. — Эта работа проводится в рамках реализуемой в НК «Роснефть» корпоративной волонтерской программы «Платформа добрых дел».
В этом году в ОГБУСО «РРРЦ» «Веста» реализуется проект по созданию выездной службы ранней помощи «Домашний консультант». Специалисты отделения ранней помощи — социальные педагоги, психолог, врач-педиатр - оказывают консультационные услуги по воспитанию, уходу и развитию детей до трех лет. За помощью могут обратиться не только родителей детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, но и любая семья с ребенком до трех лет, имеющего нарушения функций организма разной степени, даже незначительные.
Благодаря грантовой поддержке Фонда помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, работа по оказанию ранней комплексной помощи приобрела мобильный формат. В ходе домашнего визитирования специалисты наблюдают поведение ребенка в естественной бытовой среде, своевременно корректируют действия родителей, направленных на его развитие.
В рамках реализация гранта «Домашний консультант» в службу ранней помощи поступило новое развивающе - игровое оборудование: мягкие, деревянные и магнитные конструкторы, бизиборды, наборы звучащих шаров, цветной песок для рисования, вращающиеся шкатулка, бусины-овощи на шнуровке, мозаика-столбики, пирамидки различной конфигурации, тактильные домино и пазлы, массажные кольца, детский боулинг, модульный массажный коврик, умный куб, куклы, машинки, коляски, наборы мебели для кукол, пианино и многое другое. Есть даже набор (ванночка на тумбе с ведром, кувшином, полотенцем) для игр с водой, снегом и песком. Малышам очень понравится книжка-игрушка со шнурками, замками, липучками.
«Все это игровое дидактическое оборудование направлено на развитие мелкой и крупной моторики у детей, координации движений, вестибулярного аппарата, зрительных и слуховых функций, логического и пространственного мышления, памяти, внимания, речи, воображения, тактильных ощущений, глазомера, - говорит заведующий отделением ранней помощи Евгения Михайловна Соловьева. — Есть и специальное реабилитационное оборудование, такое как чулки для тренировки вестибулярной и проприоцептивной систем ребенка, а также набор мягконабивных деталей «Кенгуру» для фиксирования положения тела ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в необходимой позе».
Консультационные сессии для семей с детьми до трех лет проводятся в кабинете ранней помощи, но по сути это является многофункциональным игровым пространством, в котором дети становятся активными и любознательными — они начинают играть! А игра для ребенка - это естественное познание мира и себя. Благодаря развитию службы «Домашний консультант» коллекция ярких, увлекательных, развивающих игр пополнилась интересными новинками, которые на занятиях будут удивлять и радовать малышей. А специалистам позволят провести диагностику по определению уровня развития ребенка, разработать индивидуальную программу ранней помощи, консультировать родителей по всем интересующим вопросам воспитания, обучения и развития детей, создать в семье соответствующую коррекционно-развивающую среду.
По всем вопросам оказания ранней помощи семьям с детьми до трех лет можно обращаться по телефону: 8(3955) 54-13-25.
В преддверии нового сезона этот вопрос специалистам ОГБУСО «РРРЦ «Веста» часто задают родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Напомним, что в центре осуществляется социальное обслуживание детей в возрасте от рождения до 18 лет, которые имеют статус «ребенок – инвалид», а также дети с ограниченными возможностями здоровья, практически с любыми заболеваниями: ортопедическими, соматическими, неврологическими, речевыми и т. д.
В отделении реабилитации оборудованы 4 группы по возрастной категории, которые обеспечиваются пятиразовым питанием и всем необходимым в соответствии с требованиями СанПина и режима детского учреждения. Дети школьного возраста могут посещать отделение в свободное от учебы время.
Реабилитацию детей осуществляют квалифицированные специалисты медицинского психолого – педагогического профиля - это социальные педагоги, психологи, логопеды, врачи, медицинские сестры и инструкторы по лечебной и адаптивной физкультуре.
Также в отделении реабилитации функционируют дополнительные сервисы для повышения качества жизни семей, воспитывающих детей с ОВЗ: детско-родительский клуб «Академия успеха», консультационный пункт для родителей, школа для родителей, родительская приемная, пункт проката реабилитационного оборудования.
Так как же записать своего ребенка на прохождение реабилитационного курса?
Для этого необходимо посетить приемную комиссию отделения. На комиссию необходимо приходить с ребенком, при себе иметь медицинскую карту (результаты обследований, диагностик, рекомендации специалистов), документы по инвалидности (справка МСЭ и ИПРА) при наличии, свидетельство о рождении ребёнка и паспорт законного представителя.
Приемная комиссия работает по вторникам и четвергам, с 14.00 до 17.00 по предварительной записи.
По всем вопросам необходимо обращаться по телефону: 8 (3955) 54-13-06.
За всё это время более 9 000 000 детей и родителей получили здесь поддержку.
Позвонить за помощью могут дети и подростки, если есть трудности с друзьями, родителями или учителями, если страшно и одиноко, тяжело из-за учёбы или непонятно, как поступить.
А также их родители, когда не получается найти общий язык с ребёнком или есть вопросы по воспитанию.
Звонок бесплатный, анонимный, а психологи работают круглосуточно
Не бойтесь просить о помощи, когда она вам действительно нужна!
С декабря 2024 года в Иркутской области реализуется модель социального сопровождения людей с инвалидностью «От рождения через всю жизнь». Она создана с целью формирования единой системы комплексной реабилитации в учреждениях социального, медицинского, образовательного , кадрового, культурно-спортивного профиля.
Сегодня в Приангарье проживает более 200 тысяч инвалидов, 13 тысяч из них — несовершеннолетние. Важно, чтобы социальная поддержка таким людям была своевременной и полной. Человек с инвалидностью или семья, в которой рождается особый ребенок, должны знать, какую помощь и где они могут получить.
Как известно, созданный на базе ОГБУСО «РРРЦ «Веста» ресурсный центр, является координатором сопровождения граждан с инвалидностью старше 18 лет и их семей в Иркутской области. И сегодня мы хотим рассказать о таком сервисе центра, как ресурсная карта.
Социальное сопровождение — это масштабная многопрофильная система помощи людям с инвалидностью. И первейшая задача специалистов по социальной работе — содействовать человеку с инвалидностью в реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Однако жизнь многогранна, и часто она ставит перед людьми необходимость решения вопросов, связанных не только со здоровьем. Социально - бытовые проблемы, необходимость трудоустройства или переобучения, потребность в развитии творческого потенциала, желание заниматься спортом, проявлять общественную активность — проводником в реализации насущных потребностей человека с инвалидностью может стать ресурсная карта. Что же это такое? Это сводные сведения обо всех доступных объектах социальной инфраструктуры, работающих с инвалидами: учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, спорта, кадровом центре, социальном фонде, некоммерческих общественных организациях. Каждая территория уникальна своими возможностями. Что именно она может предоставить человеку с инвалидностью — отражено в ресурсной карте. Она включает в себя не только данные о направлениях работы с инвалидами каждого учреждения, контактные номера ответственных сотрудников, но и сведения о пандусах, адаптированных туалетах, парковках и других элементах, обеспечивающих доступность.
Ресурсную карту можно найти на сайте территориального Управления социальной защиты и социального обслуживания населения, осуществляющего социальное сопровождение. Ресурсная карта Ангарского городского округа размещена на официальном сайте РРРЦ «Веста» во вкладках «социальное сопровождение» и «реабилитация для семей с детьми». Для удобства навигации все учреждения разделены по сферам деятельности. Карта обновляется два раза в год, но благодаря активным ссылкам на сайты организаций, актуальная информация (к примеру, афиша мероприятий Дворцов культуры) доступна всем пользователям в режиме реального времени.
В настоящее время ведется работа по созданию на сайте ресурсного центра «ОГБУСО «РРРЦ «Веста» площадки для размещения ресурсных карт всех 36 муниципалитетов Приангарья, что значительно облегчит поиск нужной информации.
Такое название носит областной фотоконкурс среди учреждений социального обслуживания Приангарья. Его организатором выступил Братский центр социальной реабилитации «Росток».
В конкурсе приняли участие более 50 человек из 16 организаций социального обслуживания, в том числе ОГБУСО «РРРЦ «Веста». Свои творческие работы конкурсанты представляли в трех номинациях. Независимое жюри конкурса – представители разных учреждений и профессий, оценивали работы участников в очном формате .
И мы рады поделиться хорошей новостью - фотороботы, героем которых был получатель центра «Веста» Кирилл Ч. — стали победителями в номинации «Стоп-кадр». В этой фотоистории Кирилл предстал в образе маляра-отделочника — очень востребованной на рынке труда и такой нужной людям рабочей специальности. Поздравляем с победой в конкурсе!
«Сегодня большое внимание уделяется социальной занятости инвалидов. Поэтому очень важна их профессиональная ориентация. Люди с особенностями должны чувствовать себя полезными для общества. И наш конкурс как раз помогает молодым ребятам найти свое место в мире профессий, определиться с выбором», - отметила директор БСРЦ «Росток» Надежда Карнаухова.
...После стука в дверь Илья широко распахивает ее, приглашая к себе гостей. Эта уютная однокомнатная квартира является собственностью ОГБУСО РРРЦ «Веста». Она укомплектована мебелью и бытовой техникой. Здесь проходит одно из направлений социальной работы — адаптация инвалидов к самостоятельной жизни. На днях 33-летний Илья С. поступил на сопровождаемое проживание. Новоселье стало двойным праздником — оно случилось в день его рождения. А потому первые гости — заведующий отделением социальной реабилитации и занятости Ольга Бабий и социальный педагог Елена Наумова — пришли не с пустыми руками. Их подарки имениннику практичные, нужные в начале самостоятельной жизни - настенные часы и кастрюля. Часы Илья сразу повесил на стену в комнате. И кастрюля скоро понадобиться - вместе с Еленой Валерьевной они планируют сварить суп.
Илья — сирота. Родителей он не помнит, в раннем детстве его забрали из неблагополучной семьи. Сначала он жил в иркутском доме - интернате, а после достижения 18-летнего возраста был переведен в Ангарский психоневрологический интернат. Соцработники учреждения характеризуют его положительно: не имеет вредных привычек, увлекается декоративно - прикладным творчеством, играет в футбол. 11 июня 2025 года состоялся суд по признанию его дееспособным — это и стало основанием для включения молодого человека в работу по подготовке к самостоятельному проживанию: развитие навыков решения повседневных задач в бытовой, социально - коммуникативной, досуговой деятельности, интеграция в общество, адаптация в социальной среде.
«Как только Илья получит на руки судебное решение, мы будем оформлять ему регистрацию по месту нового жительства, - рассказывает Елена Валерьевна. — Вместе пойдем в отделение МФЦ, затем посетим все офисы коммунальных служб, с которыми Илье нужно будет заключить договоры на обслуживание. Теперь он не только ответственен за эту квартиру, но и будет оплачивать коммунальные услуги. Мне как куратору сопровождаемого проживания необходимо научить его ориентироваться в социуме. Воспитанники социальных стационаров, как правило, испытывают трудности в решении даже самых простых бытовых вопросов. Ведь до этого они находились на комплексном обслуживании - их белье стирали по расписанию, а в столовой всегда ждал готовый горячий обед. Теперь Илье придется обо всем заботиться самому. И я постепенно научу его и житейским премудростям, и коммуникациям с разными службами. Как выяснилось, у него есть некоторый опыт в приготовлении пищи. Но вот суп варить ему не доводилось. Так что начнем обучение с этого базового элемента домашней кухни — сварим мясной суп с вермишелью».
Все необходимое для этого Илья купил: в холодильнике можно увидеть мясо, полуфабрикаты, молоко, овощи. На полке кухонного гарнитура — сахар, соль, крупы, макароны, печенье и конфеты. А еще — большой пакет с кормом для животных. Вместе с Ильей в новое жилье из АПНИ переехала его любимица — 7-летняя кошка Бусинка. Как и положено у новоселов, она первой переступила порог квартиры.
«Как сирота Илья стоит в очереди на получение собственной жилья — до этого момента он будет проживать в адаптивной квартире, - говорит Ольга Владимировна. — В настоящее время он является получателем социальных услуг РРРЦ «Веста»— принят на обслуживание на дому. Социальный педагог курирует его проживание и ведет подготовку к самостоятельной жизни. Работы предстоит немало, кроме всего прочего она включает в себя и финансовую грамотность. Необходимо научить правильно распоряжаться деньгами — пенсией по инвалидности и доходом подработки - Илья трудоустроен на неполный рабочий день».
Начинать в 33 года самостоятельную жизнь непросто. Но с надежными опытными помощниками и горячим желанием изменить свою судьбу у Ильи С. есть реальный шанс добиться успеха. Первый шаг к независимости уже сделан — пусть хватит сил, мудрости и настроя добиться намеченных целей!