Версия для слабовидящих

Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе логопеда с детьми

Наряду с традиционными методами логопедической работы в последние годы предпринимаются активные шаги  по внедрению инновационных технологий в коррекционный процесс для повышения его эффективности. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

- обогащать словарь,

- формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений,

- формировать навык слогового анализа слов,

- проводить коррекцию нарушенного звукопроизношения,

- развивать слуховое восприятие и внимание,

- развивать зрительное восприятие и память,

- развивать чувство ритма,

- развивать мыслительные операции,

- мелкую моторику рук,

- закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Для решения указанных задач мы используем нетрадиционное для логопедии дидактическое средство — цветные счетные палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами. Использование нетрадиционных пособий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

Средний возраст более благодатный для занятий с палочками Кюизенера. Дети растут, развиваются, они осознанно стремятся ко всему новому.

Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:

— повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

— выкладывание схем слов;

— согласование количественных числительных и   существительных;

— согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;

— выкладывание картинки по образцу.

Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.

В процессе работы были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования.

Варианты упражнений с палочками Кюизенера

       «Раздели словечко»                                                                                           «Длинное – короткое словечко»

 

                                     

 

«Разноцветные слова»                                                                                                 «Выложи фигуру»

 

                                          

 

Также важно, что указанное пособие можно использовать в домашних условиях для занятий родителям с детьми.

Подводя итог, хочется сказать: развивая способности детей уже с раннего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка.

статью подготовил логопед Печерская А.П.