Наряду с традиционными методами логопедической работы в последние годы предпринимаются активные шаги по внедрению инновационных технологий в коррекционный процесс для повышения его эффективности. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
- обогащать словарь,
- формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений,
- формировать навык слогового анализа слов,
- проводить коррекцию нарушенного звукопроизношения,
- развивать слуховое восприятие и внимание,
- развивать зрительное восприятие и память,
- развивать чувство ритма,
- развивать мыслительные операции,
- мелкую моторику рук,
- закреплять знание основных цветов и их оттенков.
Для решения указанных задач мы используем нетрадиционное для логопедии дидактическое средство — цветные счетные палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами. Использование нетрадиционных пособий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.
Средний возраст более благодатный для занятий с палочками Кюизенера. Дети растут, развиваются, они осознанно стремятся ко всему новому.
Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:
— повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
— выкладывание схем слов;
— согласование количественных числительных и существительных;
— согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;
— выкладывание картинки по образцу.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.
В процессе работы были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования.
Варианты упражнений с палочками Кюизенера
«Раздели словечко» «Длинное – короткое словечко»
«Разноцветные слова» «Выложи фигуру»
Также важно, что указанное пособие можно использовать в домашних условиях для занятий родителям с детьми.
Подводя итог, хочется сказать: развивая способности детей уже с раннего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка.
статью подготовил логопед Печерская А.П.