Версия для слабовидящих

Акватерапия - игры с водой для развития речи. Советы логопеда.

Среда обитания малыша в утробе матери связана с водой. И с самого пАкватерапия - игры с водой для развития речи.    Советы логопедервого дня своего рождения человек связан с водой крепкими узами. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Именно поэтому мы в нашем Центре обратились к этой форме работы.

 

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.

 

Какова же цель акватерапии:

– способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;

– способствовать развитию речи;

– снижать проявления гиперактивности ребенка;

– формировать оздоровительные процессы в организме;

– стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка.

 

При введении акватерапии в нашу работу мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой. Используя наш большой опыт в коррекционной работе с детьми, мы постарались разнообразить наши традиционные занятия с применением акватерапии.

 

Дети, которые посещают наш Центр, с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

– нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

 

Приведу в качестве примера несколько игр с водой.

 

  1. Игра «Найди заданный звук в слове»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.

 

  1. 2. Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

 

  1. Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)

Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

 

  1. 4. Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)

Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: собери в воде бусы.

 

  1. Игра «Выложи букву»

Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

 

  1. Игра «Выложи слово»

Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

 

  1. Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

 

  1. Игра «Расширяем словарный запас»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

 

  1. 9. Игра «Жемчужины»

Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

  1. 10. Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)

Оборудование: ёмкость с водой, рыбки, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.

 

  1. Игра «Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)

Оборудование: ёмкость с водой, рыбки, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.

Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

 

  1. Игра «Пальчиковые игры»

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

  1. Игра «Ракушки» (существительное с числительным)

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

  1. Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения)

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

 

  1. 15. Игра «Непроливайки»

Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

 

  1. Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

 

  1. Игра «Моем посуду»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки.

Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.

 

  1. Игра «Дед Мазай и зайцы»

Оборудование: ёмкость с водой, картина Дед Мазай и зайцы, пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки.

Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика «обплыть» все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

                                                    Подготовила материал логопед  Лозовая Г.Г.