Су-Джок терапия
Развитию мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Су Джок массажеры активно используются для развития мелкой моторики и речевой активности. Главной целью которых является скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
В своей практике мы применяем Су Джок массажеры в виде массажерных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность конечностей.
Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируется каждый палец до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шариков – «Ёжиков» с колечками – детям массируют пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики рук. Все это способствует развитию речи. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал.
Формы работы с использованием Су Джок массажеров.
Пальчиковая гимнастика с применением Су Джок шарика – уникальное средство для развития речи детей.
Она сопровождается чтением стихотворения. Дошкольники любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
1.Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2.Мы капустку рубим, рубим, (дети ребром ладони стучат по шарику).
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик).
Мы капустку трем, трем, (потирают ладошки о шарик).
Мы капустку жмем, жмем, (сжимают шарик в кулачке).
При массаже пальцев эластичным кольцом – дети поочередно надевают его на каждый палец сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение:
Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука в речи. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст.
Использование Су Джок шариков в совершенствовании лексико – грамматических категорий.
1.Упражнение «Один – много».
Логопед катит Су Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично выполняются упражнения «Назови ласково», и «Скажи наоборот».
2.Упражнения «Назови ласково» и «Скажи наоборот».
Тема «Ягоды». Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и называют ягоды например: крыжовник – крыжовничек и т.п. Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (дети поднимают плечи, удивляются). Я – молодец! (дети вытягивают большой палец вперед).
Применение Су Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Логопед Лозовая Г.Г.