Версия для слабовидящих

Развитие речевой активности

Развитие речевой активности через развитие ручной умелости.

 

        Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

      Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и, чтобы эти движения были достаточно энергичными.

       Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, как можно чаще предлагайте ему:

-          хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе

-        разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку

-        рвать на мелкие куски бумагу

-        сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка

-        делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким

-        «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро

-        показать отдельно только один большой палец

-        махать в воздухе только пальцами

-        кистями рук делать «фонарики»

-        собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -разбежались)

-        нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку

-        наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль)

 -        запускать пальцами мелкие волчки

 -        закручивать/раскручивать шурупы, гайки

 -       играть с конструктором, мозаикой, кубиками

 -       складывать матрешек, играть с вкладышами

 -       рисовать рукой и пальцами в воздухе

-        играть с песком, водой; крупами, макаронами; баночками, бутылочками, коробочками; прищепками, пуговицами, камешками и т.п.

-        рисовать мелками, гуашью, углем

-          указывать указательным пальчиком на тот предмет, который вы назвали

-         вырезать фигуры из бумаги, делать различные аппликации

                              Вот такие игры можно организовать дома:

                                       Мозаика(с пуговицами)

Выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Можно попросить ребенка выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

                                   Пуговичный массаж (для рук)

Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами: опустите руку в коробку; поводите ладонями по поверхности пуговиц; захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; перетирайте пуговицы между ладонями; пересыпайте их из ладошки в ладошку; разными руками захватывать щепотки пуговиц.

                                                   Рыбалка

Мы рыбаки. Миска с пуговицами-море. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови «рыбку». Ребенок берет любую пуговицу. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Если ребенок неговорящий, на все свои вопросы сами же и отвечаете. Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди квадратную «рыбку», самую большую «рыбку», шершавую и т.п.

                                                  Сухой бассейн

     Нужно поместить декоративные камешки (марблсы или кабошоны) в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.

                                            Мозаика (с камешками)

     Выкладывать камешки по рисункам - образцам: грибок, домик, кораблик и др.

                                                 Входит и выходит

      В крышке коробки от обуви или бытовой техники проделайте несколько отверстий такого размера, чтобы в них можно было вставить толстые цветные карандаши или фломастеры. Покажите малышу, что карандаши можно вынимать, а затем вставлять на место. Пусть он сам попробует.

                                                 

 

 

                                                    Сними-надень

       Подготовьте несколько коробок со снимающимися крышками. Подойдут коробки от обуви, из-под бижутерии, пластиковые коробочки от пищевых продуктов, металлические коробки от печенья и конфет и т.п.

Усадите ребенка, сядьте рядом, разложите перед ним несколько разных коробочек с крышками. Пусть он сначала их как следует рассмотрит. Потом возьмите коробочки, снимите с них крышки и покажите малышу, как надеть их обратно. Пусть и малыш попробует. Если крышка подошла, радуемся: «Ура!» Если нет, говорим крохе: «Нет! Не подходит!» - и помогаем найти нужную. Можно поиграть так: снимите крышки со всех коробочек, протягивайте малышу по одной и просите закрыть ею коробочку. Не расстраивайтесь, если это получится не сразу. Постепенно ребенок научится находить подходящие коробочки к каждой крышке и надевать их правильно.

                                                     Сортер

      Эту игрушку можно сделать всего за несколько минут. Возьмите одну большую коробку от бытовой техники или обуви и детский блочный конструктор с фигурками. Приложите фигурку к коробке, обведите карандашом, а затем вырежьте отверстие острым ножом. Желательно, чтобы фигурки конструктора были разнообразные, и для каждой формы подходило только свое отверстие.

Дальше вам нужно дать ребенку конструктор и попросить сложить его в коробочку. Ребенку нужно будет найти для каждой фигурки свое отверстие.

                                     Узнай, что в бутылочке?

       Подойдут пластмассовые бутылочки, баночки, флаконы с закручивающимися крышками. 

Взрослый кладёт в каждую бутылочку какой-нибудь мелкий предмет или несколько предметов (бусинку, пуговку, горошинку, счётную палочку, семечко, камешек и т. п.) и закрывает каждую. Ребёнок с удовольствием будет открывать каждую бутылочку и вытряхивать из неё содержимое. Обычно после этого детям всегда хочется спрятать всё обратно.

                                  Сними жучка с одежды

       Прицепите прищепки разных цветов на себя или ребенка и предложите ему снять жучков. Это веселая забава, с помощью которой можно закреплять знание основных цветов, частей тела, одежды, изучать понятия «право» и «лево» (правая рука, левая нога).

 

 

Будьте последовательны в достижении цели и успех не заставит Вас ждать.                     

                                           Желаю Вам успехов!

                                                             

 

                                                                                      Подготовила Панько И.В. логопед отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, КЦСОН