Развитие речевой активности через развитие ручной умелости.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и, чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, как можно чаще предлагайте ему:
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
- разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку
- рвать на мелкие куски бумагу
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка
- делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким
- «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро
- показать отдельно только один большой палец
- махать в воздухе только пальцами
- кистями рук делать «фонарики»
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -разбежались)
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль)
- запускать пальцами мелкие волчки
- закручивать/раскручивать шурупы, гайки
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками
- складывать матрешек, играть с вкладышами
- рисовать рукой и пальцами в воздухе
- играть с песком, водой; крупами, макаронами; баночками, бутылочками, коробочками; прищепками, пуговицами, камешками и т.п.
- рисовать мелками, гуашью, углем
- указывать указательным пальчиком на тот предмет, который вы назвали
- вырезать фигуры из бумаги, делать различные аппликации
Вот такие игры можно организовать дома:
Мозаика(с пуговицами)
Выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Можно попросить ребенка выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Пуговичный массаж (для рук)
Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами: опустите руку в коробку; поводите ладонями по поверхности пуговиц; захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; перетирайте пуговицы между ладонями; пересыпайте их из ладошки в ладошку; разными руками захватывать щепотки пуговиц.
Рыбалка
Мы рыбаки. Миска с пуговицами-море. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови «рыбку». Ребенок берет любую пуговицу. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Если ребенок неговорящий, на все свои вопросы сами же и отвечаете. Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди квадратную «рыбку», самую большую «рыбку», шершавую и т.п.
Сухой бассейн
Нужно поместить декоративные камешки (марблсы или кабошоны) в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.
Мозаика (с камешками)
Выкладывать камешки по рисункам - образцам: грибок, домик, кораблик и др.
Входит и выходит
В крышке коробки от обуви или бытовой техники проделайте несколько отверстий такого размера, чтобы в них можно было вставить толстые цветные карандаши или фломастеры. Покажите малышу, что карандаши можно вынимать, а затем вставлять на место. Пусть он сам попробует.
Сними-надень
Подготовьте несколько коробок со снимающимися крышками. Подойдут коробки от обуви, из-под бижутерии, пластиковые коробочки от пищевых продуктов, металлические коробки от печенья и конфет и т.п.
Усадите ребенка, сядьте рядом, разложите перед ним несколько разных коробочек с крышками. Пусть он сначала их как следует рассмотрит. Потом возьмите коробочки, снимите с них крышки и покажите малышу, как надеть их обратно. Пусть и малыш попробует. Если крышка подошла, радуемся: «Ура!» Если нет, говорим крохе: «Нет! Не подходит!» - и помогаем найти нужную. Можно поиграть так: снимите крышки со всех коробочек, протягивайте малышу по одной и просите закрыть ею коробочку. Не расстраивайтесь, если это получится не сразу. Постепенно ребенок научится находить подходящие коробочки к каждой крышке и надевать их правильно.
Сортер
Эту игрушку можно сделать всего за несколько минут. Возьмите одну большую коробку от бытовой техники или обуви и детский блочный конструктор с фигурками. Приложите фигурку к коробке, обведите карандашом, а затем вырежьте отверстие острым ножом. Желательно, чтобы фигурки конструктора были разнообразные, и для каждой формы подходило только свое отверстие.
Дальше вам нужно дать ребенку конструктор и попросить сложить его в коробочку. Ребенку нужно будет найти для каждой фигурки свое отверстие.
Узнай, что в бутылочке?
Подойдут пластмассовые бутылочки, баночки, флаконы с закручивающимися крышками.
Взрослый кладёт в каждую бутылочку какой-нибудь мелкий предмет или несколько предметов (бусинку, пуговку, горошинку, счётную палочку, семечко, камешек и т. п.) и закрывает каждую. Ребёнок с удовольствием будет открывать каждую бутылочку и вытряхивать из неё содержимое. Обычно после этого детям всегда хочется спрятать всё обратно.
Сними жучка с одежды
Прицепите прищепки разных цветов на себя или ребенка и предложите ему снять жучков. Это веселая забава, с помощью которой можно закреплять знание основных цветов, частей тела, одежды, изучать понятия «право» и «лево» (правая рука, левая нога).
Будьте последовательны в достижении цели и успех не заставит Вас ждать.
Желаю Вам успехов!
Подготовила Панько И.В. логопед отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, КЦСОН