Развитию зрительного и слухового восприятия нужно уделять внимание уже с первого месяца жизни ребенка. Во время тщательного и заботливого ухода за малышом маме следует ласковым, но бодрым голосом разговаривать с ним, по возможности сопровождать речью процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребенком.
При этом нельзя допускать «сюсюканья».
Ведь если говорить с младенцем то нормальным языком, то «детским», малышу придется учить сразу два языка.
Во время монологов матери у ребенка развивается слуховое восприятие, возникает слуховое сосредоточение не только на любой звук, но и на речевые звуки, что особенно важно для умения различать особенности родного языка. Начиная со второго месяца жизни малыша, следует уделять внимание специальным играм, способствующим развитию речи ребенка.
Где звенит колокольчик?
Игра способствует развитию слухового сосредоточения и обучению локализации звука в пространстве. Для этой и следующих игр используйте различные звучащие предметы: погремушки, дудочки, колокольчики. Ребенок лежит в кроватке. Взрослый издает звук «колокольчиком», добивается слуховой реакции сосредоточения, затем перемещает колокольчик в другое место и подает вторичный сигнал. Наблюдает за тем, ищет ли ребенок взглядом источник звука. Так подаются звуковые сигналы из разных мест, включая и точку за головой ребенка, побуждая его смотреть не только перед собой, но и закидывать голову.
Кукушка
Игра развивает слуховую реакцию на речевые звуки. Начинать ее следует с третьего месяца жизни ребенка.
Ребенок лежит в кроватке.
Мать наклоняется к нему, произносит «ку-ку», привлекая слуховое внимание ребенка. Добившись поворота глаз или головы ребенка в сторону звука, мать меняет местоположение и произносит звук вторично, наблюдая, ищет ли взглядом ее ребенок. Можно на время отступать от кроватки, уходя из поля зрения ребенка и появляясь затем в другом месте.
Агушеньки
Цель игры, начинать которую надо в 2-3 месяца, - стимуляция гуления, развитие эмоционального общения с малышом, показ образцов звучащей речи. При этом ребенок должен чаще видеть лицо говорящего, наблюдать за работой артикуляционного аппарата взрослого во время произнесения им звуков.
Ребенок с удовольствием гулит, когда его к этому побуждает взрослый. Нужно только помнить, что разговаривать с маленьким собеседником лучше тогда, когда он выспался, поел, в первой половине дня.
Мать наклоняется над кроваткой и длительно произносит через определенные интервалы одни и те же звуки, похожие на те, которые издает младенец при гулении.
Затем она слушает, что скажет ей малыш, улыбается и «продолжает разговор» сама.
Папа, мама
После трех месяцев нормально развивающийся ребенок подолгу гулит, а к концу рассматриваемого периода возникает лепет. Мать обязательно должна поддерживать первые попытки проявления лепета. Игра «папа, мама» призвана способствовать стимуляции лепета, развитию слухового внимания, фонематического слуха и коммуникативной функции речи.
Содержание и смысл игры - совместное лепетание. Вызвав малыша на разговор, стоит дать ему «высказаться», демонстрировать готовность его слушать, кивать головой в знак согласия и понимания того, что он вам говорит.
К концу первого полугодия жизни у малыша возникает способность к подражанию, и поэтому можно начать игру, отчетливо произнося слоги. Так можно поговорить и про бабу, и про маму, и про папу, произнося ба-ба-ба, 6А-ма-ма, па-па-па.
Где мама?
К достижению ребенком полугода его игрушки уже должны быть образными (зайцы, мишки, куклы, машины), реальными, не перегруженными лишними деталями, не абстрактными. Стоит отбирать для этого возраста игрушки, названия которых легко могли усваиваться малышами, лучше с ударением на первом слоге: кукла, мишка, зайка, кубик, кошка и т. Д. Во время игры с игрушками надо обязательно называть их. Еще лучше, если игрушка-образ будет озвученной, тогда малыш будет активно играть с ней, получая первый результат от игры – звучание. Взрослый поощряет эти игры, любуясь игрушкой, приговаривая: «Какой хороший мишка!», «Давай поиграем с зайкой!» Глаголы, из которых состоят инструкции, должны быть одними и теми же и повторяться не один раз. Так ребенок будет учиться понимать не только предметный словарь, но и глагольный: «Возьми, дай, покажи». Пониманию речи поможет игра «где мама?». Чтобы образ матери связать со словом «мама», ребенок должен слышать его, когда мать берет его на руки, кормит, играет с ним - «сейчас мама возьмет на руки», «мама покормит» и т.д. Говоря о себе в третьем лице, называя слово «мама», мать приучает ребенка к этому слову и способствует возникновению понимания его значения.
Ладушки
Начиная с седьмого месяца жизни, нужно развивать способность малыша к подражанию. Для этого можно использовать игры типа «ладушки». Четкий ритмичный текст известной потешки, сопровождаемый хлопаньем в ладоши, побуждает ребенка подражать взрослым. Если ребенок не начинает хлопать сам, можно начать с пассивных движений, хлопая его ручками. Позднее малыш будет «делать ладушки», сначала подражая движениям, а затем при слове «ладушки» или при произнесении потешки.
Кто к нам пришел?
Во втором полугодии первого года жизни малыш овладевает интонацией. Взрослый может неплохо способствовать развитию интонации ребенка по подражанию, произнося лепетные слоги с разным ударением, то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления, неудовольствия.
Игра «Кто к нам пришел?» показывает ребенку образцы различных интонаций, помогает запомнить их.
Взрослый показывает игрушку, добивается, чтобы ребенок захотел ее взять себе, потянулся за ней, и произносите четко выраженной вопросительной интонацией: «А кто это к нам пришел?» Затем с радостной интонацией: «Это наша кошечка (мишка, белочка и прочее)», затем необходимо быстро убрать игрушку и «удивиться»: «Где наша кошечка?» После чего нужно высказать огорчение: «Как жалко, что нет нашей кошечки». Потом опять показать игрушку и очень обрадоваться: «Вот же наша кошечка, пришла наша кошечка!» - и дать поиграть ребенку с игрушкой уже самостоятельно.
Покажи, где?
Хорошему пониманию речи способствуют и «экскурсии» по дому с называнием и ощупыванием разных предметов. Если часто называть их, ребенок установит связь между словом и предметом и сам будет показывать его, поворачивать голову в нужную сторону, пытаться дотронуться до предмета. Такая условно-рефлекторная ориентировочная реакция на предмет возникает у детей 10-12 месяцев после 5-10 предъявлений.
Также родители добиваются, чтобы малыш узнавал окружающих его людей: бабушку, папу, братьев, сестер. Если постоянно употреблять слова: «папа», «бабушка», «брат» и т. д., сопровождая их зрительным показом, малыш усвоит их и, например, на просьбу: «Покажи, где папа?» повернет голову к папе и посмотрит на него.
Слова и ручки
Во втором полугодии жизни, когда малыш уже умеет сидеть, начинают
применять игры с речью, используя народные потешки: «коза рогатая», «сорока-ворона». Колыбельные песенки тоже помогают развивать речь ребенка. Когда мать напевает тихонько младенцу, он в состоянии полудремы бессознательно усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок. Колыбельные песенки устанавливают особое эмоциональное общение между младенцем и матерью, подкрепленное ласковыми словами и спокойной мелодией. Также хорошо использовать игры на развитие подражания действиям. С детьми до одного года наиболее распространены простые подражательные упражнения: махать ручкой («пока-пока» или «до свидания»), поднимать вверх ручки («какой большой!»), махать двумя ручками («птичка летит») и т. д. Эти игры направлены не только на развитие двигательных навыков, но и на развитие понимания речи.
Выполняйте данные игры, как можно, чаще. Общайтесь со своим ребёнком и не забывайте, что только от вас зависит, как будет развиваться ваш ребёнок.
Желаю удачи! Логопед Лозовая Г.Г.