Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание. В свое работе я использую следующие эффективные приемы развития мелкой моторики рук:
- Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
- Японская методика пальцевого массажа. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
· массаж большого пальца повышает активность мозга;
· массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
· массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
· массаж безымянного пальца стимулирует работу кишечника;
· массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
- Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс». Их нужно:
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- направлять в специальные желобки или лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
- Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
- Массаж шестигранными карандашами:
- пропустить карандаш между одним или двумя-тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
- Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нерва. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
- Игровые упражнения. Развитию мелкой моторики способствует игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками и т.д.
Систематически проводимая работа с детьми по развитию мелкой моторики в тесной взаимосвязи с изучаемыми лексическими темами, дает хорошую положительную динамику развития речи. У детей хорошо сформирована грамматическая, звуковая, связанная речь на данный период развития, что способствует дальнейшему развитию речи.