Версия для слабовидящих

Проблема подросткового суицида

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Иногда, настаивая на своих желаниях, они нас шокируют, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!» 
Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет.

Пик суицидальной активности приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет). Сами подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство (обычно причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, решить которую не представляется возможным). Подросток может решить, что самоубийство – это удел всех гениальных людей, несчастных в своем одиночестве и непонимании окружающими. У подростка искаженное и незрелое представление о смерти. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая или цепляются за машины, различным играм на строительных площадках. Такое своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростка еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдалённое будущее.

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений.

Причины депрессии у подростков:

  • трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.
  • одиночество, низкой популярностью среди сверстников; 
  • приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выполнять свои суждения, не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни; 
  • негативное отношение к своему телу (телосложению) в период полового созревания; 

Существуют факторы, которые помогают подросткам справиться с переходными процессами данного возраста:

  • хорошие отношения с родителями и со сверстниками; 
  • внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т.п.; 
  • определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязанности за выполняемые дела (например, шефство над младшими школьниками, уход за больными и т.п.)

Поэтому для того, чтобы предотвратить подростковый суицид, необходимо:

  • начать неподдельно интересоваться жизнью подростка: его мышлением, внутренним миром, его интересами и увлечениями (его социальные сети вам в помощь);
  • постепенно (не резко) начать налаживать детско-родительские отношения в атмосфере любви и принятия (если ребенок уже подросток, то нужно наладить дружеские отношения, не с позиции я сверху — ребенок снизу, а на одном уровне);
  • если у ребенка выявятся какие-то внутренние эмоциональные или психологические проблемы, обратиться за помощью к специалистам (для начала без ребенка — его ни в коем случае насильно не тянуть на обследование и консультацию);
  • постепенно перейти на авторитетный стиль воспитания (меньше давить на подростка, чем больше давите, тем больше будет сопротивление);
  • набраться терпения. Чтобы оно не кончилось и чтобы перейти на автоматическое воспитание без криков и наказаний, можно обратиться за квалифицированной психологической помощью.

 

Статью подготовила педагог-психолог:  Н.Ю. Лаптева