Версия для слабовидящих

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

  1. Детям с РАС свойственны повторяющиеся движения, звуки, слова или фразы. Причиной этого является постоянное нахождение в состоянии высокого уровня тревоги и напряженности.
  • Чтобы этого избежать, в семье должна быть четкая, стабильная, предсказуемая система правил и запретов, а также строгий режим дня. Хаотичная система, отсутствие или нарушение распорядка дня может привести к росту напряженности и тревоги.
  • Вводите различные семейные традиции. Например, каждую субботу вы готовите пирог, и ребенок по мере сил помогает. Делайте фотографии этих мероприятий, рассматривайте их вместе, обсуждайте.
  • Действия взрослых должны быть предсказуемыми. Если ребенок не знает, чем обернется его какое-то действие, он может выбрать самый безопасный способ действий – ничего не делать, ничего не хотеть.
  • Должна быть четкая система наказаний. Не бойтесь огорчить ребенка, не бойтесь каких-то конфликтных моментов. Ребёнок должен понимать, что можно, а что нельзя. Это необходимая часть социализации.
  • Не ссорьтесь и не спорьте в присутствии ребенка, особенно касательно его воспитания. Ребенок может ловко манипулировать родителями.
  • Не запрещайте ребенку навязчивые движения. Они носят защитный характер. Стереотипные действия - как клапан в паровом котле, они помогают сбросить напряжение. При запрете на такие движение могут появится новые повторяющиеся движения. Ненавязчиво попробуйте отвлечь ребенка, переключить на что-то другое, дайте ему что-нибудь в руки. Медикаментозное лечение, направленное на снижение тревожности,  может опосредованно помочь уменьшить стереотипии.
  • Если в жизни ребёнка предстоят какие-то перемены, обязательно их оговаривайте, обсуждайте с ребенком заблаговременно. Готовьте к ним постепенно.

 

  1. Семьям, имеющим детей с РАС, свойственна замкнутость, ребенок часто большую часть дня находится в четырех стенах. Но именно это усугубляет течение заболевания.
  • График жизни таких детей должен быть плотно расписан. Не более 1-2 часов в день отводится на личное время, когда ребенок занимается тем, чем хочет. Остальное время должно быть занято различными групповыми и индивидуальными занятиями, взаимодействием со взрослыми, прогулками, поездками, посещением различных мест и т.д.
  • Детей с РАС нельзя надолго оставлять  наедине с собой. Стараться больше общаться с разными людьми. Дело в том, что когда у таких детей в жизни происходит мало эмоционально-заряженных событий, они становятся более нервными и тревожными.
  • На эмоциональном состоянии детей хорошо отражаются иппотерапия, канистерапия (терапия общением с собаками), занятия бассейне, причем не ради результата, а ради самого процесса.

 

  1. Как должно быть организовано жизненное пространство ребенка с РАС?
  • Комната ребенка должна быть оформлена в спокойных непёстрых тонах. Обстановка должна быть организованной, упорядоченной, все вещи – на своих местах.
  • Избегайте обилия игрушек. Оставьте немного самых нужных игрушек, периодически их меняйте. Это будет способствовать развитию навыка сосредоточения на каком-то одном предмете.
  • Если ребенок застрял на какой-то игрушке, придется ее убрать, чтобы переключить внимание ребенка на другие игры. Быть готовым к отрицательной реакции.

 

  1. Особенности развития речи ребенка с РАС.
  • Когда ребенок только начинает говорить, его речь зачастую непонятна, неправильна. Не перебивайте его и не исправляйте каждое его слово.
  • Создавайте ситуации, побуждающие ребенка пользоваться своей речью.
  • Для говорящих детей. Такие дети часто игнорируют вопросы, обращенные к ним, либо отвечают невпопад, либо повторяют эхом за вами. Ошибка взрослых в том, что они смиряются с этим и не требуют ответа. Дети понимают, что отвечать не обязательно. В результате такое поведение закрепляется. Требуйте ответа, если ребенок уже может говорить. Сядьте напротив, будьте в его поле зрения, повторите вопрос. Можно ответить за него и попросить повторить. Добейтесь ответа и только тогда продолжайте то, чем вы занимаетесь.

 

 

Психолог Мельникова П. С.