Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра – предметно-манипулятивная, а позже и сюжетно-ролевая игра. Действуя с предметами, дети на практике узнают их свойства и учатся производить с ними осмысленные действия, развивается их внимание, крупная и мелкая моторика, а также целеустремлённость и умение заниматься одним делом, не отвлекаясь на другие. Когда взрослый сопровождает детскую игру словами - обозначает различные действия, называет качества предметов, - это увеличивает словарный запас ребёнка, развивает его речь. Из совместной игры ребенок узнает о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Среди типичных сложностей родителей, касающихся игровой деятельности с детьми раннего возраста можно выделить следующие:
- я купил ему игрушку, а он не играет;
- ребенок поиграл с игрушкой 10 минут и бросил;
- игрушек много и ребенок постоянно разбрасывает их;
- ребенок не хочет играть со мной;
- он маленький, я не знаю, как и во что с ним играть.
Встречаясь с родителями на обучающих сессиях, затрагивая тему игры и организации совместной активности, психолог отделения ранней помощи может помочь родителям следующими рекомендациями:
- Эффективным приемом вовлечения ребенка в совместную игру является действия самого взрослого с игрушками, без предварительного объяснения и приглашения ребенка к участию в игре, когда родитель просто садится на пол, на уровень глаз ребенка и начинает играть – катать машинки и парковать их в гараж или объезжать препятствия, раскладывать предметы по цветам, кормить зайку, сопровождая свои действия положительными эмоциями и, демонстрируя ребенку, как увлекательно и здорово играть в такую игру.
- Важно учить ребенка и показывать ему - каким образом играть с той или иной игрушкой, объяснить, какие могут быть правила, какие есть функции у игрушки и для чего она предназначена, поскольку умение развлекать себя самостоятельно - это навык, который необходимо сформировать. Из кубиков можно строить башню и рушить ее, рушить не только рукой/ногой, но и бросая в нее мячик, кормить, лечить и расчесывать куклу, раскладывать детское лото и соединять половинки, катать друг другу мяч, прятать игрушку и находить ее, строить домики из блочного конструктора, разыгрывать домашний театр по мотивам простых сказок – колобок, теремок. Важно начинать с простой и короткой игры, которая соответствует возрасту, индивидуальным особенностям и предпочтениям ребенка.
- Обеднить игровую среду. Современный рынок предлагает большое многообразие игрушек, которые обладают различными функциями: обучающей, развлекающей, забавляющей и др. По мере взросления ребенка родитель сталкивается с тем, что детская комната полна игрушек, но ребенок не играет в них, поскольку не может сосредоточиться на игре с одной игрушкой, так как их слишком много, ему сложно выбрать ту, которая нужна для конкретной игры, ребёнок устает и перенасыщается, а уборка игрушек превращается для родителей в ежевечернюю пытку. Задача родителя на данном этапе – убрать все лишнее, а именно:
- убрать сломанные игрушки, которые нельзя отремонтировать или восстановить, а также те, из которых ребёнок «вырос», например, погремушки;
- убрать игрушки, которые не должны находиться в свободном доступе для ребенка, в основном это все дидактические и развивающие карточки, сортеры, сенсорные коробки, играть в которые лучше совместно со взрослым;
- разделить игрушки по категориям и оставить по 2-3 игрушки в каждой (3 машинки – большая, средняя, и маленькая, 2 куклы и т.д.);
- менять игрушки местами, т.е. взрослый оставляет всего 10-15 игрушек, а остальные, собранные в коробку убирает в шкаф, через месяц достает и меняет игрушки местами, что обеспечивает у ребенка ощущение новизны;
- главное - показать ребенку, как и во что можно играть с оставшимся набором игрушек.
- Быть помощником своему ребёнку в игре, постепенно осуществляя переход от организационной к партнёрской роли, например, подражать действиям ребёнка и присоединяться к его игре- если ребенок стучит, то стучать вместе с ним; играть в том темпе, который соответствует индивидуальным особенностям ребенка – не торопить и не подгонять, а наблюдать и дать возможность ребенку сориентироваться и отработать необходимые игровые действия, предлагать различные виды игр и позволять использовать для игры предметы домашнего обихода – ложку, расческу, зубную щетку; не исправлять результаты игры, а направлять действия ребенка в правильное русло.
Таким образом, в игровой деятельности ребенка родитель играет одну из важнейших ролей и, выступая в роли партнёра, стимулирует интерес ребёнка, показывает, для чего нужна игрушка, как и во что ею можно играть, учит делиться предметами, направляет действия ребёнка и обогащает его опыт. Совместная игра укрепляет связь между родителем и ребёнком, а также даёт малышу ощущение нужности и любви.