В ОГБУСО «РРРЦ «Веста» есть уникальный социальный сервис — микрореабилитационный центр на дому. Специалисты реабилитации — врач-педиатр, медсестра по массажу, инструктор по лечебной физкультуре, социальный педагог — оказывают помощь семьям с детьми - инвалидами по месту их жительства. Причем речь идет о ребятишках с тяжелыми множественными нарушениями развития, тяжелыми формами умственной отсталости и расстройством аутистического спектра. В таких случаях кроме медицинского блока реабилитации необходимо проводить работу по педагогической коррекции поведения и общего развития. Это зона ответственности социального педагога Светланы Александровны Трубачевой — одного из опытнейших специалистов социальной службы. Она приходит на помощь, когда кажется, никто не в силах помочь, и понимает своих воспитанников с одного взгляда. Нередко - в прямом смысле слова.
***
- Света! Света пришла! — радостно начал кричать Денис при виде Светланы Александровны. Дома 17-летний парень редко пользуется инвалидной коляской — передвигается ползком, опираясь на руки. Поприветствовав гостей, он позвал всех в комнату, чтобы показать, как ловко крутит гайки и пилит фанеру ручной пилой.
- Сын обожает инструменты! Может целыми днями что-то крутить и прибивать,- говорит его мама Татьяна Сергеевна. — Для безопасности острых и режущих предметов в его наборах нет.
- Денис, а пиццу ты любишь? — спрашивает Светлана Трубачева. — Я так и думала! Давай сегодня приготовим пиццу вместе? Пойдем на кухню, я кое-что тебе принесла.
При виде фартука и поварского колпака, Денис оживился еще больше. Вместе со Светланой Александровной они раскатали тесто, порезали овощи и Денис сам разложил их по основе будущей пиццы, обильно посыпав тертым сыром. Пока пицца румянилась в печке, на кухонном столе появились картинки-наклейки с изображением овощей и фруктов. Выполняя просьбы педагога, Денис быстро разложил их по цветам.
«Очень часто родственники ребенка — инвалида с ментальными нарушениями ограничивают его действия по самообслуживанию, к примеру, по приготовлению пищи, потому что считают его не способным на это, - говорит Светлана Трубачева. - Однако это необходимый для жизни навык, и я стараюсь обучать этому ребят. В прошлый раз мы с Денисом готовили салат — он был рад, что получилось не только вкусно, но и красиво. Денис очень общительный. Мама сделала правильный выбор в пользу обучения в школе, не став заменять его домашним. Поездки на уроки расширяют его круг общения и позволяют избегать длительного нахождения дома. Мы с Денисом тоже проводим развивающие занятия — хорошая память позволяет ему запоминать пройденный материал».
- Светлана Александровна стала для нас почти членом семьи,- говорит Татьяна Сергеевна. — Сын всегда ждет ее прихода с большим нетерпением. А я удивляюсь, какие интересные идеи она каждый раз придумывает для занятий.
***
- Дима, здравствуй! Как дела? Как настроение? Будем сегодня заниматься?
На последний вопрос Светланы Александровны звучит категоричное «нет». Но социальный педагог не оставляет попыток увлечь 15-летнего подростка каким-нибудь полезным делом:
- У вас новый пылесос! Покажешь, как им пользоваться? Дима, какую кнопку тут надо нажать? Или ты дома порядок не наводишь?
«Дима проживает с бабушкой. Когда ему было лет 8, я начала работу с ним с приучения к личной гигиене — учила мыть руки, чистить зубы. Лет 5 лет назад он с удовольствием играл и в школу, и в больницу, примеряя на себя различные роли, - рассказывает социальный педагог. — А сейчас Дима переживает переходный возраст со всеми его «побочками». Поведение стало хуже, с учебой тоже имеются проблемы. Возможно, нужна медикаментозная коррекция состояния со стороны психиатра».
Людмила Анатольевна соглашается, что в последнее время стало сложнее находить общий язык с внуком. Лучшим другом для него теперь является...мобильный телефон. Электронные игры очень увлекают подростка. При попытках бабушки забрать телефон Дима начинает кричать и проявлять агрессию. Вот и сейчас он явно не в духе.
Светлана Трубачева меняет тему для разговора.
- А где Мила? — спрашивает она Диму, зная, как он привязан к своей кошке. — За домашними питомцами надо ухаживать. Давай расчешем ее?
Мальчик сразу успокаивается, берет расческу и аккуратными движениями разглаживает шерсть пушистой любимицы. В это время педагог спрашивает его о недавних прогулках, интересуется, в какие магазины ходили и по какому маршруту они с бабушкой возвращались домой, просит напомнить домашний адрес.
«Это необходимо для тренировки памяти. Диме такие «разминки» очень полезны. В прошлый раз он показал мне, какие игры установлены в его телефоне — по сути, те же «развивалки», ничего опасного. Но уходить от реальных заданий, поручений, повседневных дел, конечно, не стоит», - говорит на прощание Людмиле Анатольевне социальный педагог.
***
11-летняя Полина встречает любимого педагога в коридоре. Стоять и сидеть девочка самостоятельно не может — только при поддержке реабилитационного оборудования и ...сильных любящих рук мамы Марины.
Для проведения занятия Полину усаживают в специальный стул, а затем в вертикализатор. На вопросы о цвете и назначении предметов девочка отвечает с помощью карточек «Да» и «Нет». Впрочем, Светлана Александровна давно научилась понимать ее и без них — по выражению глаз. Увидев на обучающей карточке изображение малины, Полина заметно расстроилась. «Это мы нынешним летом не успели купить малину, а Поля так ее любит!» - объясняет Марина. «Ученица» указывает взглядом на карточки с изображением арбуза, лимона, безошибочно «называя» вкусные предметы. Правила игры меняются — и теперь уже Светлана Александровна должна угадать, какую карточку выбрала Полина. Педагогу удается это не с первой попытки, и девочка от души радуется, что удалось запутать учителя. Со стороны может показаться, что говорит только Светлана Александровна. Но нет — это диалог, полный эмоций и искренних чувств. Полина шутит, расстраивается, кокетничает… Окружающие чутко считывают то, что она хочет, но не может сказать словами. У языка взглядов нет классификации и адаптивного переводчика, он доступен для понимания только тем, что «читает» сердцем.
«Состояние Полины — результат врачебной ошибки при родах. И с самого начала я стала искать возможность помочь своему ребенку , - рассказывает мама девочки. — Восемь лет назад мы переехали из Томбова в Ангарск, и почти сразу же обратились в реабилитационный центр «Веста». Тогда-то в нашей жизни и появилась Светлана Александровна. Мы получаем услуги на дому, и каждый визит социального педагога — это не просто с пользой проведенное время. Ее доброе, такое теплое отношение к Полине дает и мне силы, осознание, что есть человек, который нас понимает и поддерживает».
***
«Мои воспитанники — особенные дети. Но они, как и все дети в мире, хотят внимания, заботы, любят играть и узнавать что-то новое. Конечно, к каждому нужен свой подход, - говорит Светлана Трубачева. - Я работаю не только с ребенком, но и с членами его семьи. Мне важно научить родителей развивающим технологиям. Тогда реабилитационный процесс становится непрерывным. При необходимости семьям выдается специализированное реабилитационное, развивающее и игровое оборудование в пункте проката нашего учреждения».
«Микрореабилитационный центр на дому» является одним из эффективных направлений работы с семьями, имеющими детей - инвалидов. Такую адресную помощь можно без преувеличения называть «передовой» социальной сферы. В этом году эта работа Светланы Трубачевой была удостоена премии Всероссийской организации родителей детей-инвалидов «Родительское спасибо -2025», а также отмечена на областном семинаре -практикуме «Социальное сопровождение семей с ребенком-инвалидом: цель, возможности, перспективы» , который прошел в августе на базе Комплексного центра социального обслуживания населения по г. Иркутску.