В настоящее время неприспособленность к независимой самостоятельной жизни – одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются дети-инвалиды во взрослой жизни. До своего совершеннолетия они постоянно находятся под опекой своих родителей или других близких родственников. Таким образом, ребенок не получает даже самых элементарных бытовых навыков, навыков трудовой деятельности, а также социальных связей вне семьи и столкнувшись с необходимостью начать новую самостоятельную жизнь, оказывается совершенно беспомощным.
Для того, чтобы помочь ребенку-инвалиду преодолеть эти трудности, на базе ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста» организована комната социально-бытовой адаптации.
Согласно Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, утверждённого Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 196-мпр от 11 декабря 2014 года, в условиях комнаты социально-бытовой адаптации социальный педагог осуществляет подготовку людей с ментальными нарушениями ко взрослой самостоятельной жизни в рамках предоставления услуг:
7.2. «Проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания граждан»;
7.3. «Обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах».
Комната социально-бытовой адаптации представляет собой помещение, которое соответствует принципам организации эргономического пространства и включает несколько блоков.
Таким образом, в блоке «Прихожая» педагог с ребятами отрабатывает навыки открывания и закрывания дверей, одевания и раздевания, ухода за одеждой и обувью, рационального использования пространства в гардеробном шкафу.
В кухонном блоке проводится обучение пользования бытовыми приборами (кухонный комбайн, электрический чайник, электрическая плита, микроволновая печь, холодильник). Здесь же ребята осваивают основы приготовления пищи, изучают правила хранения продуктов и т.д.
В блоке жилой комнаты они учатся ухаживать за одеждой (сушка глажка и мелкий ремонт одежды), осваивают навыки влажной и сухой уборки, в том числе с помощью использования пылесоса. Также педагог учит детей правильно и с пользой организовывать свой досуг, встречать гостей, пользоваться компьютером (оплачивать счета за коммунальные услуги, приобретать билеты в кинотеатр в электронном виде и т.д.).
В санитарно – гигиеническом блоке проводится обучение правилам пользования стиральной машинкой, способам ручной стирки.
Открытие комнаты социально-бытовой адаптации позволит значительно повысить качество подготовки людей с ментальными нарушениями к самостоятельной жизни и расширить рамки их независимости от окружающих.