Версия для слабовидящих

Использование нейропсихологических игр в работе психолога с детьми с ОВЗ

В настоящее время все большую популярность набирает применение нейропсихологических игр не только в реабилитационном процессе в стенах учреждения, но и в домашних условиях для закрепления полученных навыков и результатов.

Нейропсихология - это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Таким образом, к задачам применения нейропсихологических игр в практической деятельности психолога можно отнести развитие:

  • межполушарного взаимодействия для гармонизации мыслительной деятельности;
  • высших психических функций: мышление, внимание, воображение, память и речь;
  • зрительно-пространственного восприятия (вверху, внизу, слева, справа) и кинестетического праксиса (повторение позы тела или жеста);
  • мелкой и общей моторики, моторного планирования;
  • произвольности и самоконтроля.

Стоит отметить, что почти все нейроигры предполагают совершение точных движений (рук или кистей рук, работы мелкой моторики пальцев и пинцетный захват), достаточного развития общей моторики, а также сличения полученного результата деятельности с представленными эталонами (образцами).

Благодаря нейроиграм ребенок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны мозга, отвечающие за планирование, программирование и контроль поведения, которые в будущем будут играть особую роль в учебной деятельности и освоении необходимой программы, дальнейшей социализации.

Кроме того,  в практической деятельности психолог часто сталкивается с проблемой, когда в результате различных развивающих занятий ребенок приучен раскладывать и сортировать объекты по цветам (в частности, дети с аутистическим спектром). Нейроигры, при условии переключения с одной задачи - делай как необходимо (по образцу), на другую задачу  - делай так, как хочешь ты (например, катай мячик) позволяют снизить негативизм ребенка на отсутствие привычной задачи (разложить по цвету) и постепенно преодолеть поведенческий стереотип.

Условно все виды нейроигр можно разделить на:

  • совершение какого-либо действия одновременно двумя руками (рисование, прохождение лабиринта);
  • нейрозарядки, когда ребенка просят повторять позы или движения кистей рук (кулак, ладонь, кулак, ладонь), как изображенные на картинках так и за взрослым.
  • работа с «Зашумленными картинками», которые представлены в виде наложенных друг на друга контуров предметов. Данные предметы необходимо опознать, пересчитать, обвести и раскрасить;
  • ритмические игры, нейродорожки (классики для пальчиков), игры с зеркалом и зеркальным отражением предметов, работа с восприятием цвета и счетом.

Таким образом, нейроигры являются универсальным средством в коррекционной, профилактической и реабилитационной работе с детьми различных возрастов и возможностей здоровья, т.к. позволяют ребенку лучше управлять своим телом и быть моторно ловким, уметь удерживать и переключаться с одной поведенческой программы на другую, быстро принимать решения. Кроме того, нейропсихологические  игры можно сделать совместно с ребенком из подручных средств (пластилин, карандаши, шишки, пластиковые крышки),  весело и с пользой провести время.

 

 

 

Е.А. Калашнова